Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий перед системой образования стоит важная задача – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде обитания. В связи с этим проблема использования современных информационных технологий в образовании и интеграция их в учебно-воспитательный процесс является чрезвычайно актуальной. Компьютер совмещает в себе, причём на качественно более высоком уровне, возможности разнообразных средств наглядности, материалов с печатной основой, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности. Компьютер может быть с успехом использован на всех стадиях учебного процесса и всех уровнях познавательной активности.

Информационная культура педагогов и учащихся выступает показателем общей и профессиональной культуры, фактором развития личности и является социальным заказом общества. Целями проекта «Информационные технологии в музыкальном образовании», начавшего функционировать в Минском государственном музыкальном колледже им. М. И. Глинки с 2011 года, являются:

  • организация информационной, методической и практической помощи в освоении современных информационных технологий, применяемых в педагогической деятельности;
  • изучение, систематизация и трансляция опыта работы с программными и информационными средствами в обеспечении учебного процесса;
  • организация систематической работы по повышению информационной компетентности участников проекта.

Реализация проекта включает в себя несколько этапов:

Подготовительный. На данном этапе основной задачей выступало прояснение концептуальных основ методики применения информационных технологий. Основным средством явилось ознакомление с научной литературой, посвящённой применению информационных технологий в образовании.

Диагностический. Задачами данного этапа являлось:

  • определение уровня информационной компетенции педагогов МГМК путём изучения и систематизации опыта работы с программными и информационными средствами в обеспечении учебного процесса. Использован метод педагогического наблюдения — посещение занятий с целью выявления опыта применения информационных технологий на уроках;
  • определение уровня технических возможностей МГМК. Главной проблемой большинство опрошенных называют недостаточное обеспечение аудиторий колледжа техническими ресурсами;
  • выявление соответствия технических средств и дидактических методов обучения. Изучение этого аспекта показало чрезвычайно малую вовлечённость в сферу методической работы преподавателей колледжа вопросов использования электронных средств обучения.

Проектировочный решал вопросы:

  • проектирования работы по внедрению ИТ;
  • выявления потребностей и готовности педагогического коллектива в изучении ИТ и их применении.

Практический. Автор проекта – председатель цикловой комиссии «Музыковедение» — Руденко С.П. провела обучение ряда педагогов работе с пакетом Microsoft Office (2011), презентацию компьютерных обучающих программ (2012), (2013), обучающий семинар для учащихся IV курсов «Технология проектирования электронных УМК» (февраль 2013). Преподаватель Роговая О.В. оказала коллегам помощь в освоении программного продукта Finale (2012). Были организованы: обучающий семинар для учащихся IV курсов «Технология проектирования электронных УМК», освоение программного продукта Finale, ознакомление с возможностями применения интерактивной доски. С целью распространения передового педагогического опыта была организована встреча со старшим преподавателем БГУИК Жилинской Т.С. «Мультимедийные технологии в организации управленческой и образовательной деятельности» (17.01.2012).

Интерактивная доска — техническая система, в которую входят сенсорный экран, компьютер и мультимедийный проектор — появилась в колледже несколько лет назад. В отличие от общеобразовательных школ, для которых созданы комплекты готовых материалов к урокам по темам, «путь» интерактивной доски в музыкальное образование более долог и труден. Первые шаги заключались в ознакомлении с теоретическими основами работы нового оборудования. Затем были сделаны первые шаги использования интерактивной доски по большей части как мультимедийной установки. Но постепенно появились разработки собственных заданий и уроков. Этому активно способствовало выступление на педагогических чтениях Дорошко А. «Возможности интерактивной доски» в январе 2015.

Фестиваль педагогических идей «Информационная компетентность как условие эффективной организации образовательного процесса» (20.04.2016) продемонстрировал широкий спектр деятельности преподавателей колледжа по внедрению перспективных информационных технологий: от мультимедиа, интерактивной доски, звуковых и нотно-издательских редакторов до персонального интернет-ресурса, виртуального кабинета. Своим опытом внедрения интерактивного сольфеджио поделился преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШИ № 2 им. Н. И. Аладова г.Минска Аль Каттан С.Х. Доклад ведущего специалиста научно-исследовательского отдела Белорусской государственной академии музыки, старшего преподавателя Сушкевич Н. С. был посвящён музыкально-компьютерным технологиям в творческой практике учащихся, новым возможностям в концертной и конкурсной деятельности. Подобные конференции – проводимые достаточно регулярно, могут выступить точками роста и развития медиакомпетентности преподавателей.