Сегодня Минский музыкальный колледж имени М.И.Глинки славится богатейшими музыкальными традициями и яркими исполнителями. Большая заслуга в этом принадлежит педагогическому коллективу, который за 90 лет своей деятельности оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры Беларуси и подготовил значительное количество специалистов. Выпускники колледжа становятся концертмейстерами и артистами оркестров, руководителями хоров и участниками творческих ансамблей. Однако подавляющее большинство выпускников ведут по окончании педагогическую деятельность в детских музыкальных школах искусств, средних школах, гимназиях. Полную модель будущей профессионально-педагогической деятельности выпускника даёт профессиональная практика. Она позволяет интенсифицировать учебный процесс, повышает уровень профессиональной мотивации, основанной на опыте педагогической работы.

С глубоким уважением и благодарностью хочется вспомнить тех, кто находился у истоков подготовки молодых специалистов, поражая своим энтузиазмом, работоспособностью и преданностью своему делу. Педагогическая практика как один из видов практического обучения учащихся была введена в учебный план в 1956 году и на протяжении десятилетия проходила в детских музыкальных школах города Минска. Ответственными за педагогическую практику назначались педагоги отделов. Например, на отделе «специальное фортепиано» практикой учащихся руководили педагоги Р.В.Семеняко, А.В.Тандит, на отделе народных инструментов — Е.Р.Кореневский. Рассредоточенность педагогической практики по детским музыкальным школам создавала ряд трудностей. Назревал вопрос концентрации всех видов педагогической практики у инструменталистов и теоретиков непосредственно в здании училища. В связи с этим в 1966 году при Минском музыкальном училище имени М.И.Глинки был организован сектор педагогической практики, на базе которого вот уже 47 лет проходят подготовку молодые начинающие учителя.

ФОТО 2  Г.В.Оловников первый заведующий производственной практикой в Минском государственном музыкальном училище с 1967 по 1970 годы

ФОТО 4 Репетиция духового оркестра училища. Рук. Г.В.Оловников, 1965г.Первым заведующим производственной практикой и одновременно отделом сектора практики был назначен Глеб Владимирович Оловников – ветеран Великой Отечественной войны, дирижёр и солист Государственного народного оркестра имени И.И.Жиновича, главный дирижёр Государственного ансамбля танца и пляски БССР, создатель гобойной школы в Беларуси. За годы работы в Минском государственном училище (1951– 1973) Г.В.Оловников преподавал гобой, дирижирование, инструментоведение, руководил духовым оркестром.

Среди его выпускников — преподаватель учреждения образования «МГМК им.М.И.Глинки», — Т.В.Пигулевская.

ФОТО 5 Преподаватель МГМК им. М.И.Глинки по класу гобоя Т.В.Пигулевская

Являясь заведующим производственной практикой (1967-1970), Г.В.Оловников особое внимание обращал на ведение документации, посещение детьми сектора практики, проведение академических концертов. При этом он подчёркивал в своих требованиях необходимость присутствия на академических концертах как практикантов, так и преподавателей – консультантов. К академическому концерту допускались дети со второго года обучения с обязательной программой из двух произведений. Зачисление детей в сектор практики, распределение учащихся по видам практики, например, концертмейстерской, а также назначение ответственных за проведение академических концертов проводилось распоряжением по училищу.

ФОТО 7.Л.Е.ШкольниковВ 70-х годах XX века работу по практическому обучению возглавляют Л.Е.Школьников и позднее, З.И.Шупеня. Леонид Ефимович Школьников за годы работы обратил внимание на практическое обучение учащихся по всем специальностям. Имея опыт создания ДМШ, будучи директором музыкальных училищ в Бресте (1959-1963) и Молодечно (1963-1970), — в Минском музыкальном училище (1970-1972) Л.Е.Школьников попытался преобразовать сектор практики в музыкальную школу при училище, стремясь тем самым повысить качество обучения, наладить целостную учебно-воспитательную работу.

«И в Бресте, и в Молодечно, так называемые сектора практики, — вспоминает Л.Е. Школьников, — мы преобразовали в музыкальные школы при училищах с тем, чтобы поднять уровень обучения детей. Предполагалось, если практическим обучением руководят педагоги, то качество обучения в музыкальной школе при училище должно быть выше, чем в любой другой музыкальной школе. Преподаватели должны так руководить практикой учащихся, чтобы результаты обучения детей были более высокими, чем в ДМШ. Эта задача была выполнена. …В Минском училище я обобщил опыт организации практического обучения в училищах. Меня попросили с делегацией выехать в Москву на ВДНХ, где был заслушан мой доклад по практическому обучению в музыкальных училищах как опыт Беларуси…» Работа Л.Е.Школьникова «Организация практического обучения в музыкальном училище» получила наивысшую оценку, медаль ВДНХ и на сегодняшний день хранится в Национальной библиотеке РБ.

ФОТО 8 1976г. Слева направо зам. директора по учебно-производственной работе З.И.Шупеня, зав. учебной частью сектора практики И.БочароваВ 80-е годы совершенствованию практического обучения способствовала специализация педагогических кадров и создание стабильной базы практического обучения учащихся.  В течение 16 лет, начиная с 1972 года, работой по практическому обучению руководила З.И.Шупеня, преподаватель по классу флейты Минского государственного музыкального училища. Потеряв перед Великой Отечественной войной родителей и воспитывавшись в детском доме, З.И.Шупеня долгие годы поддерживала связь со специализированным детским домом для детей военнослужащих в г.Минске «В 1949 году, в связи с поступлением в Минское музыкальное училище, меня из Борисова перевели в детдом №8. Здесь я окончила училище и поступила в консерваторию. С 1949 по 1951 годы была председателем детсовета, с 1952 года — ответственной за комсомольскую работу, в 1953 году направлена горкомом ЛКСМБ старшей пионервожатой» (из дневников Зинаиды Илларионовны). ФОТО 9 З.И.Шупеня завуч училища 1960 годВыпускница Минского музыкального училища 1953 года, З.И.Шупеня, после окончания Белорусской государственной консерватории работала в ансамбле И.И.Жиновича, в театре юного зрителя. Имея опыт работы заведующей заочным отделением Минского государственного училища с 1967г., З.И.Шупеня в дальнейшем смогла блестяще выстроить руководящую вертикаль по практическому обучению. В эти годы внутри цикловых комиссий выделялась специальная секция, в которую входили преподаватели, занимающиеся практикой.Преподаватели по специальности одновременно вели и педагогическую практику. Такая организация позволяла им работать коллегиально над проблемами методики практического обучения. К 1976г. в секторе практики работали пять отделов по специальностям: «фортепиано», «баян», «струнные народные инструменты», «струнные», «духовые и ударные инструменты»; базой дирижёрской практики учащихся были творческие коллективы: хоры, оркестр народных и духовых инструментов, баянный ансамбль. Контингент детей сектора практики и закрепление учеников за педагогами-методистами на весь период их обучения утверждался приказом директора училища. По своей организации учебного процесса сектор практики в эти годы максимально приблизился к условиям работы ДМШ. [2]

ФОТО 10 Слева направо И.Т.Кручинина, Л.С.Альбицкая, Л.И.Хромушина 1992г.Благодаря специализации, с 1983 года стала правомерной работа новой цикловой комиссии практического обучения, в которую вошли не только педагоги-консультанты по педагогической практике, но и педагоги по школьной и исполнительской практикам: И.Т.Кручинина (председатель комиссии «Педпрактика», фортепиано), преподаватели С.Я.Панова (фортепиано), С.Я.Хорунец (народные инструменты), Т.В.Солдатова (скрипка), ФОТО 11 Т.В.Павловец (Солдатова) 2013 годИ.В.Шагако (баян), Р.А.Шамкина (хоровое дирижирование), Т.А.Савицкая (хоровое дирижирование), О.И.Бурова (цимбалы). В классах учителей-музыкантов по специальности «теория музыки» и «хоровое дирижирование» преподавали Г.А.Мурзич и З.Л.Сенькова. К концу 1988г. педагогическую практику проводило 50 преподавателей. Основной базой практики являлся сектор педагогической практики, в котором насчитывалось более 200 учащихся. Практиканты вели работу с тремя хоровыми коллективами под руководством преподавателя-консультанта А.А.Кашуро. Действовало два оркестра – народный и духовой, два ансамбля – цимбальный и блокфлейтовый.
Дирижёрской практикой руководили С.В.Радзянко и Л.Б.Преображенский. Концертную исполнительскую практику учащиеся проходили в составе концертно-исполнительских и тематических бригад, состав которых утверждался директором училища. Следует отметить, что деятельность подобных бригад осуществлялась, начиная с 60-е годов XX века. Организация концертмейстерской практики к 1988 году осуществлялась как в классах сектора практики, так и в тематических и концертных бригадах.

Работу по концертмейстерской практике в секторе педагогической практики возглавлял В.С.Савин. ФОТО 12 В.С.Савин, 2013год Школьная практика проводилась в СШ №128 и СШ №166 под руководством методистов Р.А.Шамкиной и Т.А.Савицкой. На отделах проводили работу заведующие отделами: проверяли составление и ведение документации, оказывали помощь учебной части при составлении сводного расписания индивидуальных занятий, помощь в проведении академических концертов, экзаменов. Особое внимание уделялось подготовке и проведению открытых уроков учащимися-практикантами. Активизировалась такая форма методической работы как взаимопосещение уроков практикантами на всех отделах сектора практики.

Непростыми были 90-е годы. В течение трёх лет, с 1988 по 1990 происходила постоянная смена заведующих практическим обучением: А.С.Пищальников, Э.В.Кучинский, Л.И.Храмушина. В 1988 г. цикловая комиссия «Педпрактика» приостановила свою работу. Но молодость и огромное желание работать покоряли первые творческие вершины.

ФОТО 13 Л.И.Храмушина, 90-е гг Заместитель директора по производственному обучению с 1990 года, Лина Ивановна Храмушина, продолжив лучшие традиции практического обучения, сделала акцент на трёх направлениях работы сектора практики: во-первых, подняла уровень профессионального обучения, во-вторых, повысила исполнительский уровень детей сектора практики и, в – третьих, организовала систематический контроль учебно-воспитательного процесса. В течение 12 лет она полностью решила эти задачи. Самым главным достижением успешной работы преподавательского коллектива и практикантов стало увеличение числа поступающих ребят из сектора практики в музыкальное училище. Сохраняя полномочия ответственных по практике на отделах, Л. И.Хромушина расширила возможности педагогического общения, объединив на всех зачётных мероприятиях консультантов, практикантов, кураторов, ответственных по практике, детей сектора практики и их родителей. Конечно, здесь необходимо было преодолеть накатанный ранее подход к педагогической практике, сломать старые стереотипы, чтобы добиться желаемых результатов.

ФОТО 14 С.М.Литвиненко, 2010 год В 2002 году возобновила свою работу цикловая комиссия «Педпрактика», председателем которой стала Л.И.Хромушина, а в дальнейшем, совмещая обязанности зам. директора по производственному обучению, — музыковед С.М.Литвиненко. До 2013 года решалась основная задача – повысить методический уровень как преподавателей, так и учащихся-практикантов. С.М.Литвиненко бережно сохраняла и развивала традиции дирижёрской, лекторской практики. Впервые в истории сектора практики стали проводиться внутриколледжные конкурсы среди детей и учащихся-практикантов, стабильно высоким отмечалось поступление детей в музыкальный колледж из сектора практики.
ФОТО 15 Слева направо Л.А.Стульская, А.И.Снитко 2014г. С 80-х годов XX века по 2014г. деятельностью хоровых творческих коллективов в секторе практики руководили А.А.Кашуро, Т.М.Альбокринова,  Л.А.Стульская, А.И.Снитко, Н.В.Новиченкова, оркестром духовых инструментов — В.К.Голоенко (с середины 80-х до середины 90-х гг.), оркестром народных инструментов — С.В.Родзянко (с середины 80-х гг. до 2009г.).

ФОТО 16 Конкурс педагогического мастерства 2014 год. Н.В.Меркулова-Наливайко вручает дипломы победителямРуководство практикой со стороны зам. директора по производственному обучению Н.В,Меркуловой-Наливайко (2011-2014гг.) направило работу цикловой комиссии «Практика» на совершенствование профессионализма будущих учителей, повышение их методической грамотности, развитие творческой инициативы практикантов.

В настоящее время организацию практического обучения осуществляет заведующий практическим обучением А.В.Довнар, руководство цикловой комиссией «Практика» — Н.А.Кардашова (с ФОТО 17 А.В.Довнар2013 года).

В преддверии празднования своего 47-летнего юбилея, итогом плодотворной работы сектора педагогической практики стала подготовка более чем 400 будущих абитуриентов колледжа. Гордостью сектора педагогической практики в течение последнего 30-летия по праву можно считать Н.Суходолову (цимбалы, преп. А.П.Кононович), Ю.Игонину (скрипка, преп. В.А.Хавкин), Л.В.Скачко, С.А.Гладкого (аккордеон, баян, преп. Т.В.Отраднова), Д.Чумаков (гитара, преп. П.А.Бельский), А.Демьяненко (домра, преп. Я.А.Волосюк). Ежегодно выпускники сектора педагогической практики становятся абитуриентами учреждения образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки».

ФОТО 19 Практика проведения уроков музыки на базе СШ №86 г.Минска. Практикантка К.Дамковская (консультант Н.А.Кардашова .Современная структура профессиональной практики включает такие виды практики как исполнительскую, педагогическую (преподавание спец.инструмента, предмета «Музыка» в СШ, вокально-хоровых дисциплин в ДШИ, учебного предмета «Сольфеджио» в ДШИ), практику работы с творческим коллективом (оркестровым, хоровым, эстрадным), лекторскую, концертмейстерскую. Вопросы повышения качества практической подготовки учащихся, расширение баз практики, проведение социологических исследований среди бывших выпускников колледжа становятся в последние годы наиболее приоритетными. В 2014 году для проведения различных видов практики свои возможности предоставило 25 учреждений образования и культуры г.Минска. Основной базой для качественного прохождения педагогической практики и подготовки учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности является сектор педагогической практики, который осуществляет образовательный процесс, максимально приближенный к будущей педагогической деятельности учащихся в ДМШИ и других учреждениях общего и дополнительного образования детей.

ФОТО 20 Старшая группа хора (рук. Л.А.Стульская). Дирижирует практикантка 4-го курса В.КирееваВ настоящее время под руководством опытных преподавателей-консультантов проводятся групповые занятия по сольфеджио (И.Н.Казанцева, З.Л.Сенькова, И.В.Парфенюк, С.П.Руденко, Е.Т.Пушкарёва), музыкальной литературе (Г.Д.Щукина, С.М.Литвиненко), действуют три детских хоровых коллектива (Л.А.Стульская, Н.В.Новиченкова). Учебной работа руководят кураторы, ответственные за практику на цикловых комиссиях: А.И.Майстер («Фортепиано»), Е.В.Ковальчук Е.В.(«Оркестровые струнные инструменты»), Т.В.Пигулевская («Оркестровые духовые и ударные инструменты»), Е.В.Тарас («Баян – аккордеон»), И.И.Ковальчук («Струнные народные инструменты»: цимбалы), В.И.Дубовик («Струнные народные инструменты»: гитара, домра, балалайка), О.А.Косарева («Пение»), А.А.Ясинская («Искусство эстрады»).

ФОТО 21 А.СтриженовФОТО 22 Альшевский АлексейУчащиеся сектора педагогической практики активно участвуют в концертно-исполнительской и профориентационной деятельности музыкального колледжа, принимают участие в республиканских и международных конкурсах, добиваясь при этом высоких результатов.

Только за прошедший год результативное участие в конкурсной деятельности следует отметить в секторе практики на специальностях «фортепиано», «аккордеон», «балалайка», «флейта».

Новаторством последних лет стало проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства среди учащихся-практикантов, совместных концертов учащихся ДШИ и сектора практики, внедрение новых форм проведения концертов учащихся сектора практики, проведение семинаров-практикумов для учащихся-практикантов, семинаров по обмену опытом с ДШИ. Концерты учащихся сектора практики всё больше приобретают форму интегрированных выступлений, объединяющих не только исполнительские традиции нескольких поколений музыкантов, но и традиции белорусского народного музыкального творчества.

В последние годы выросли требования к практикантам по овладению будущими учителями информационно-компьютерных технологий, включению в учебный процесс мультимедийных средств обучения. Молодые учителя проводят открытые уроки с использованием возможностей интернета. Повышается потребность практикантов в овладении психолого-педагогическими знаниями, овладении педагогическим мастерством.

Развивая традиции практического обучения, воспитывая у учащихся музыкального колледжа устойчивый интерес и любовь к профессии учителя-музыканта, сегодня преподаватели колледжа постоянно внедряют новые формы работы, повышают уровень профессиональной мотивации и ответственности будущих учителей в овладении профессиональным мастерством, систематизируют и обобщают передовой педагогический опыт в области практического обучения.