DSC_0200…Чем ярче была жизнь человека, тем сложнее забыть его,

тем дольше хранится его свет в памяти живущих.

1 ноября 2018 года в Концертном зале Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Гликни состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения  Иосифа Абрамиса. Ведущей концерта была лектор-музыковед Белорусской государственной филармонии Инна Зубрич.

Дирижёр, оркестрант, хормейстер, педагог, Иосиф Самуилович был не только выдающимся музыкальным деятелем, но и исключительной, яркой личностью. Он почти три десятилетия работал дирижером Национального академического Большого театра оперы и балета РБ, выпустив более полусотни спектаклей. Все артисты театра говорили: «Работать с Абрамисом – это просто счастье! Это настоящий праздник!».

25 лет Иосиф Абрамис посвятил работе в стенах Белорусской государственной консерватории, воспитывая новое поколение дирижёров. Ученики помнят своего педагога как очень чуткого, остроумного и безгранично талантливого человека. Студенты с удовольствием приходили не только на свои уроки, но и на занятия других учащихся, дабы послушать рекомендации и советы любимого преподавателя.Блестящее чувство юмора и умение вести беседу притягивало к нему и студентов, и педагогов, и артистов театра. 

В этот вечер, посвященный 100-летнему юбилею Учителя, за дирижерский пульт становились его воспитанники – выдающиеся музыканты, видные деятели искусства Беларуси – и их ученики. Четыре поколения музыкантов несут в себе отблеск его личности. На сцене расположились – два коллектива: симфонический оркестр МГМУ им. М.И. Глинки (художественный руководитель – дирижер БГМТ Николай Макаревич) и Минский концертный оркестр «Немига» (главный дирижер – автор этого музыкального проекта, один из любимых учеников И.С. Абрамиса, главный дирижер оркестра Белтелерадиокомпании РБ, доцент Александр Сосновский)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Символично, что право открыть праздничный концерт было доверено «праправнуку» Абрамиса в дирижерском искусстве – учащемуся 4 курса МГМК Александру Киселёву (класс преподавателя Н.В. Макаревича). Сентиментальный, интимный тон высказывания в «Элегии» П. Чайковского стал своеобразным личностным обращением к Иосифу Самуиловичу близких ему людей и друзей, присутствовавших в этот день в зале.

Не разрушая настроения поэтической грусти предшествующего лирического признания, прозвучал «Вальс» из сюиты А. Хачатуряна «Маскарад». В качестве дирижёра выступил Михаил Казинец – профессор, художественный руководитель и дирижер Национального академического народного оркестра РБ им. И.Жиновича, народный артист РБ и первый выпускник Иосифа Абрамиса. После выступления он поделился воспоминаниями о любимом учителе: «Встреча с Иосифом Самуиловичем определила мой дальнейший творческий путь. В своей деятельности я всегда стремился создать ту выдающуюся творческую атмосферу, которая окружала Абрамиса».

В продолжение темы воспоминаний в концерте прозвучало любимое произведение Иосифа Самуиловича – «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. Удивительное сочетание глубины и простоты, загадки переживаний автора и легкости, красоты звучания удалось передать дирижеру — доценту БГАМ, дирижеру неаполитанского оркестра «Экспрессия» Владимиру Черникову.

Зал буквально замер при проникновенном исполнении арии Князя Игоря из одноименной оперы А. Бородина народным артистом РБ Владимиром Петровым. Каждое слово, каждый звук заставлял слушателей прочувствовать всю душевную боль главного героя, его бесконечное рвение к свободе. В создании столь яркого образа значительная роль принадлежала оркестру под управлением заведующего кафедрой духовой музыки БГУКИ, доцента Виктора Волотковича.

Новую яркую краску внесло в концерт исполнение «Прелюдии и аллегро в стиле Г. Пуньяни» Ф. Крейслера. Успех номера обусловило феерическое выступление юного солиста, ученика Республиканской гимназии-коледжа при БГАМ Никона Мазеля. В качестве дирижера за пульт встал заведующий кафедрой оркестрового дирижирования БГАМ, доцент Пётр Вандиловский. Солист смог передать блестящую виртуозность сочинения, но вместе с тем, привнести чувственность и порывистость в манеру исполнения, что привело публику в восторг.

С этого момента и до финальной «Фантазии на темы Ф. Синатры» программа концерта была направлена в русло эффектных, ярко-эмоциональных произведений. «Динамические кульминации» в волновой драматургии концерта   оттеняли иные по образному содержанию сочинения: мечтательно-экспрессивное «Интермеццо»  из оперы Д. Пуччини «Манон Леско» (дирижер –  лауреат международных конкурсов Николай Терон), ностальгическая по настроению «Сюита» из музыки к кинофильму «Мелодии белых ночей»  И. Шварца (дирижер – Александр Сосновский, партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Александр Данилов), хрупкое, сказочное и нежное «Адажио Принца и Розы»  из балета Е. Глебова «Маленький принц» (дирижер – Валерия Рыбинская) и страстное «Адажио» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (дирижёр — Николай Макаревич).

При всех художественных достоинствах и высоком качестве исполнения данных номеров особое внимание публики привлекли и яркие эстрадные сочинения. Тихий, но все же различимый пульс «щелчков» появился в зале под «Концертный чардаш» П.  Иттюральде в исполнении солиста Никиты Петрова (саксофон) и концертного оркестра «Немига» под управлением Александра Сосновского. Ещё заметнее стало всеобщее оживление во время звучания знаменитого хита 60-х «Розовая пантера» Г. Манчини (дирижер — лауреат международного конкурса Виталий Дубовик). Естественно и феерично наступила кульминация вечера – «Попурри на темы песен Ф. Синатры». На сей раз музыкальное высказывание было обращено непосредственно к публике: музыка в этот момент стала своего рода проводником в диалоге между далёкими поколениями.

Yes there were times I’m sure you knew
Конечно, были времена, как и у любого из вас,
When I bit off more than I could chew
Когда я переоценивал свои силы.
But through it all when there was doubt
Но всегда, когда меня одолевали сомнения,
I ate it up and spit it out, I faced it all
Я либо справлялся с трудностями, либо отступал.
And I stood tall and did it my way
Потому что я всё делал по-своему.

В финале этой фантазии, в основу которого легла песня «My way», заключен важный призыв к живущим — не бояться идти собственным путём, быть собой и прожить жизнь так же ярко, как это удалось Иосифу Абрамису.

Материал подготовили: учащиеся Елизавета Марачковская,

Надежда Вайтехович, преподаватель Бычковская В.Г.

Редакторы: Гинько Л.П., Руденко С.П.