Авторы проекта: цикловая комиссия «Музыковедение»

Творческая группа: цикловая комиссия

Временные рамки проекта: с 2 декабря 2015 года

 


Актуальность проекта:

Актуальной задачей для музыкальной педагогики является воспитание яркого профессионала: исполнителя, педагога, исследователя, критика. Получаемый в рамках программы обучения комплекс знаний по разным дисциплинам составляет основу для формирования необходимого уровня профессионализма для его дальнейшей успешной творческой реализации. Этому должны содействовать процессы оптимизации разнообразных способов получения и усвоения информации, ее осмысления и ориентирования мышления учащихся на осуществление самостоятельнойисследовательской деятельности на необходимом профессиональном уровне.

Ознакомление с основами медотологии наукоориентированной практики и овладение ее терминологическим словарем является одной из важных направлений развития актуальных методик преподавания. Проект позволяет учащимся в условиях публичных выступлений в рамках научно-практических конференций, лекций-концертов, создания музыкально-критических рецензионных материалов и т.д. продемонстрировать владение данными навыками и реализовать свой творческий потенциал в данном направлении деятельности.

Проблемы:

  • континуально-протяженное формирование навыков, требующихся для осуществления самостоятельной исследовательской деятельности; необходимость «поступенного» подхода для достижения высокого качества результатов;
  • поэтапность развития навыков систематизации, усвоения, осмысления и применения знаний, совершенствования умений формулирования и вербального воплощения идей при тенденции постепенного повышения эффективности результатов этого процесса;
  • ограниченность возможностей публичной демонстрации этих результатов.

Противоречия:

  • интерес учащихся к возможности проявления самореализации, творческого авторского начала при обнаружении в процессе работы над материалами проекта недостаточного уровня у учащихся  необходимых для профессионального исследования навыков работы с информацией и точного отражения их в текстовой форме в виду недостатка опыта и системности обращения к подобным формам деятельности;
  • мотивация учащихся и направленность на конкретный результат сопряжена с осуществлением определенной степени контроля со стороны преподавателя (научного руководителя работы).

Задачи:

  • реализация подготовки высококвалифицированного специалиста;
  • формирование представлений о методах проведения исследовательской деятельности, навыка владения научной профессиональной терминологией;
  • развитие интеллектуальной сферы и волевых качеств личности учащегося;
  • раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие мотивационной сферы для осуществления профессиональной деятельности;
  • содействие проявлению творческой активности учащихся;
  • способствование развитию интереса к различным сторонам музыкальной жизни и искусства как объектам для исследования на профессионально-ценностном уровне;
  • мотивирование учащихся к участию в осуществлении мероприятий проекта в виде публичных выступлений (в качестве докладчика, ведущего концерта, исполнителя и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • формирование представлений о принципах реализации исследовательской деятельности, методах проведения научного исследования;
  • привлечение к участию в научно-практических конференциях и концертах в рамках проекта не только учащихся специальности «Музыковедение», но и учащихся исполнительских специальностей;
  • развитие музыканта с высоким уровнем профессиональной подготовки и личностной мотивацией к качественной самореализации.

 


 

Пояснительная записка

Отличительными особенностями новых подходов к образованию являются ориентированность на учащихся как на главную ценность и цель воспитания, гармоничное развитие индивидуальных качеств личности и активизации ее творческого потенциала, формирование мотивации к приобретению разносторонних знаний, стимулирование к самостоятельному решению проблем.

Реализация в учебной деятельности новых подходов к образованию побуждает преподавателей к внедрению в познавательный процесс интегрированных технологий для осуществления возможности свободного применения на практике знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения различным учебным дисциплинам.

Для реализации новых подходов в образовательном процессе много возможностей предоставляет внеурочная работа, которая моделирует определенные условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, активного формирования общих и профессиональных компетенций. Этот вид деятельности может быть представлен в виде исследования различной проблематики, освещение ее в форме дискуссий, «круглого стола», целенаправленного анализа  многообразных ситуаций и т.д. Подобные формы деятельности развивают у учащихся умение систематизировать информацию, связанную с объектом исследования, использовать полученные знания и навыки для проявления своего, авторского, отношения  к данному объекту, и его оценке.

Учащиеся специальности «Музыковедение» принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа, в его концертной деятельности в качестве ведущего, лектора; ими создаются музыкально-критические материалы для информационных стендов и сайта колледжа.

Творческий проект цикловой комиссии  «Музыковедение»  «Великие имена и памятные даты музыкальной истории»  предоставляет возможность публичной демонстрации результатов самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует развитие музыканта с высоким уровнем профессиональной подготовки и личностной мотивации, а также привлекает  к участию в научно-практических конференциях и концертах в рамках проекта  не только учащихся специальности «Музыковедение», но и учащихся исполнительских специальностей.

Подготовительный этап для осуществления мероприятий проекта – это  опытно-эвристическая работа с учащимися, включающая стадии репродуктивного обучения на занятиях в классе, самостоятельного изучения рекомендованной литературы, систематизации информации, создания творческого материала (текста описательной, оценочной, аналитической направленности), совместного обсуждения результатов, коррекции и констатации достижения конкретных для каждого временного периода целей, формирование комплексного подхода к восприятию произведения музыкального искусства и «осмысленного» процесса работы над ним посредством применения  подходов, характерных для разных учебных дисциплин и установления межпредметных связей (к примеру, «Мировая музыкальная литература», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Исполнительский анализ» и т.д.).

Портфолио проекта

День Чайковского

Первое мероприятие проекта состоялось 2 декабря 2015 года. Это был «День Чайковского», посвящённый 175-летию со дня рождения великого композитора. Он открылся научно-практической конференцией «Чайковский, Танеев, Скрябин: фигуры, творчество, контекст», посвящённой проблематике стиля композиторов и специфике их творческого процесса. Тематика докладов оказалась максимально разнообразной: это и вопросы прочтения формы-структуры с позиций современной Чайковскому систематики и классификации, и анализ страниц сочинений композитора с точки зрения  использования полифонических приёмов; ряд докладов был посвящен миру музыкальной драматургии, ее видения в актуальных прочтениях, сценических редакциях. Заключительным этапом \ стала дискуссия участников и всех присутствовавших, на которой обсуждались вопросы современной интерпретации произведений П.И. Чайковского и актуальности его сочинений в наши дни. В конференции приняли участие учащиеся нашего колледжа, а также приглашённые гости из Республиканской музыкальной гимназии-колледжа при БГАМ. Научно-информационные доклады сопровождали выразительно исполненные музыкальные иллюстрации.

Вторым этапом праздничного «Дня Чайковского» стал праздничный концерт, посвящённый юбилею великого русского гения. Программу концерта составили не только музыкальные произведения: прозвучали и поэтические посвящения великому Искусству Музыки и вдохновляющим поэтов ярким композиторам – её творцам.

 

 

Конференция Прокофьев-Шостакович

Второе событие проекта – научно-практическая конференция «Прокофьев, Шостакович: фигуры, творчество, контекст» – состоялось 19 апреля 2017. Оно было посвящено двум памятным датам: 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича. Творчество этих композиторов воплотило яркие новации в области музыкальной образности и средств ее воплощения. Научно-практическая конференция стала не только символической данью уважения и преклонения перед гениальными творцами, но и импульсом для проведения глубокого исследования и изучения страниц их наследия, неординарного жизненного пути, осознанности значения их наследия в контексте эпохи.

Представленная на конференции тематика раскрыла яркую индивидуальность С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича в зеркале уникального эпистолярного наследия, специфику творческих методов, гармонического языка, оркестрового колорита, использования приемов полифонического письма, рассмотрению классических и новаторских сторон формообразования, истории постановок сценических произведений и опытов работы в направлении создания музыки для кинофильмов. Продолжением конференции стал концерт из произведений С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича.

 

Третье мероприятие проекта «Великие имена и памятные даты» под названием «1917- 2017 – взгляд через столетие» состоялось 8 ноября 2017 года. Оно было приурочено к одному из ключевых событий ХХ века, ознаменовавшего коренной поворот во всемирной истории. Целью этой научно-практической конференции стала обрисовка панорамы творческих находок и открытий времен Революции; ее тематика отразила сложность и многоликость эпохи, изменившей мировоззрение миллионов людей. Этот период открыла новые художественные явления, которые помогли глубоко постичь пафос и «дух» времени: она «вызвала к жизни» революционную песню, являющуюся для наших современников значимой частью музыкального наследия, воплотившего сущность классовой борьбы, приведшей в итоге к революционному «взрыву» мирового масштаба. Эта эпоха создала и новый художественный метод, и обусловила формирование сознания абсолютно нового типа художника-творца.

Интенсивные поиски и эксперименты в данное время велись в области стиля, языка средств выразительности в различных направлениях. Своеобразным переворотом в мире музыки, подлинно бунтарским по духу сочинением этого периода стала «Гудковая симфония» А.Авраамова: сочинение представляет собой один из первых опытов пространственной музыки, когда местом «размещения звуков» является пространство всего современного города. Яркой фигуре русского музыкального авангарда был посвящен доклад «День Бытия» И. Вышнеградского». Глубже изучить период творческого становления С. Прокофьева, а также влияние революционных событий на формирование его стиля и тематики произведений стало целью доклада «Классическая симфония» С.Прокофьева между двух революций».

 

В 2018 году новый этап проекта был посвящён 175-летию со дня рождения композитора Эдварда Грига, имя которого стало настоящим символом норвежской музыки. Открыла проект музыкально-сценическая фантазия «Возвращение Пера Гюнта». Авторы и организаторы преподаватели В.Г.Бычковская и Е.В.Пименов и учащиеся обратились к одному из знаковых произведений в наследии композитора – музыке к спектаклю Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Публика стала свидетелем событий, происходящих и в небольшой норвежской деревушке, и в Подземном царстве троллей у Горного короля, и в жаркой африканской пустыне…Театральное действие сопровождалось фрагментами из музыки Э.Грига к драме «Пер Гюнт» в исполнении камерного оркестра МГМК им. М.И.Глинки под управлением А.С.Терещенко, а также инструментального ансамбля учащихся специальности «Искусство эстрады».

Э. Григ — певец Норвегии

15 ноября состоялась музыкально-теоретическая конференция «Эдвард Григ. Певец Норвегии». Своими исследованиями поделились учащиеся Н.Шкадун и В.Жуковского (рук. Бычковская В.Г.) выступившие с этюдным экскурсом «Я знаю, где тот дикий край, где всё в природе тайна…», учащихся А. Бармотина с докладом «Мимолётные впечатления в звуках и красках» (рук. Сенькова З.Л.). Неповторимость гармонического языка стиля Э.Грига выявила в своём сообщении Н.Шкадун (рук. Руденко С.П.). С анализом особенностей Ноктюрна C-dur выступила учащаяся Н.Шумская (рук. Казанцева И.Н.), вдохновенно исполнив эту фортепианную пьесу. Особенности вокальной лирики Э.Грига в контексте мирового музыкального искусства эпохи были отмечены А.Бекаревич (рук. Пушкарева Е.Т.). Доклад сопровождался музыкальными иллюстрациями ансамбля учащихся 3 курса специальности «Народный хор». О национальных музыкальных традициях Норвегии и их преломлении в творческом наследии композитора поведал учащийся В.Жуковский (рук. Бычковская В.Г.). Обзору творчества старших современников Э.Грига в истории норвежской музыкальной культуры был посвящен доклад учащегося Г.Вольского (рук. Сакович Е.П.) На протяжении музыкально-теоретической конференции звучала упоительная и волнующая музыка певца Норвегии.

 

 

 

 

Научно-практическая конференция «Музыка во времени» была посвящена одной из самых актуальных и увлекательных проблем не только музыковедения, но и всей современной науки в целом — проблеме времени и его постоянного теоретического двойника — ритма.

Прозвучали сообщения: «Математические аспекты музыкального ритма» О. Болбас (рук. И. Н. Казанцева), «Роль ритма в формировании музыкальной фактуры» (рук. И. Н. Казанцева), «Жанровые признаки ритмоформул» — стали объектом рассмотрения Вольского Г. (рук. И.Н.Казанцева). Доклад-презентация «Тарантелла: путешествие во времени», выполненная под руководством Е.П. Сакович, Бито К. была посвящена национальной характерности и темпераментной ритмике танца. Временную организацию музыкальной формы изучила  Шкадун Н. в докладе «Метрический восьмитакт как основа формообразования в классико-романтической музыке» (рук. Е. В. Коледа). Жуковский В.  исследовал остинатность ритма центральном произведении немецкого композитора XX века Карла Орфа кантате „Кармина Бурана” (рук. С.П. Руденко). Шумская Н. выступила с докладом «Типичные ритмические рисунки в кульминационных зонах музыкального произведения» (рук. И. Н. Казанцева).

Поэтическим «гостем» конференции, прозвучавшим в исполнении учащихся-музыковедов, стал стихотворный цикл «I Tempi» Н. П. Огарева, состоящий из пяти частей, в «музыкальных заглавиях» которых осуществляются интермедиальные связи между видами искусств.

 

Юбилейный год великого музыкального классика Людвига ван Бетховена был отмечен музыкально-теоретической конференцией «Бетховен и время», целью которой было изучение творческих исканий Бетховена, увенча

Бетховен и время

вшихся выдающимися достижениями, имеющими непреходящую историческую ценность и ставших неиссякаемым источником гармонии и красоты.

Болбас О. представила публике сообщение «О семантике тональностей в творчестве Бетховена» (рук. Белють О.Ч.). О глубоком синтезе текста и музыки в ряде камерно-вокальных сочинений великого классика поведала А.Чех (рук. Руденко С.П.). Кораблёва К. рассказала об особенностях 32 сонаты Бетховена (рук. Романюк О.В.). Мищук Е. выступила с сообщением «Бетховен и Наполеон» (рук. Белють О.Ч.) Белягина Е. осветила проблему «Вокальное творчество Бетховена» (рук. Руденко С.П.). Шумская Н. раскрыла интересную тему «Опера «Фиделио» Бетховена: авторская концепция» (руководитель Романюк О.В.)

Бахонько А. посвятила своё выступление редко исполняемому сочинению — балету «Творения Прометея» Л. ван Бетховена (рук. Коледа Е.В.). Гамеза Д. и Капитонова П. выступили с презентацией «Значение поздних квартетов в творчестве Бетховена. Квартет № 13 B dur» (рук. Роговая О.В.) Исследование Папроцкой А. «Музыка Бетховена в художественном пространстве кинофильмов» (рук. Руденко С.П.) показало, как музыка композитора расширяет смысловой горизонт кинокартин. Бито К. проанализировала Сонату для фортепиано ор.78 Fis-dur в периодизации и эволюции творчества Л. ван Бетховена (рук. Коледа Е.В.) В выступлении Шумской Н., Папроцкой А. «Великое в малом. Песня Л. Бетховена «Сурок» (рук. Казанцева И.Н.) объединились интересные аналитические находки глубоких интонационных связей песни Бетховена с музыкой его времени и очаровательное исполнение песни. Исследования учащихся позволили погрузиться в яркое оригинальное творчество Бетховена, открывшее в музыке новые, далеко ведущие пути.

 

13 апреля 2022 года в камерном зале имени В.С.Савина МГМК им.М.И.Глинки состоялась конференция «Свой путь в искусстве: 110-летию со дня рождения Л.М.Абелиовича посвящается». Разнообразная по жанрам, богатая по содержанию и средствам выразительности музыка белорусского композитора привлекла внимание юных исследователей, которые под чутким руководством преподавателей погрузились в изучение различных аспектов творческого наследия Л.М.Абелиовича.

К 110-летию со дня рождения Л.М.Абелиовича

Часть выступлений была посвящена камерно-вокальному наследию Абелиовича: А. Чех «Два взгляда на один текст» (рук. С.П.Руденко), П.Капитонова и Д. Гамеза ««Вечность» Л.М.Абелиовича: сквозь призму личной трагедии» (рук. О.В.Романюк). К.Кораблева представила информацию о новом электронном архиве композитора о современных реалиях исследования и систематизации сочинений Абелиовича (рук.О.Ч. Белють). Впервые попробовали себя в исследовательской работе учащиеся-музыковеды 1 курса (рук. И.Л.Дейкало): с основными этапами жизненного и творческого пути Л.Абелиовича, воспоминаниями о нем зрителей познакомили Е.Веренич и К.Чекун, о взаимодействии камерной инструментальной и симфонической музыки рассказала В.Главинская, с сообщением о фортепианных миниатюрах композитора выступила Л.Сурко.

В качестве музыкального приветствия прозвучала Ария для скрипки и камерного оркестра в исполнении А.Пивоварчук (скрипка) и И.Сухаржевской (фортепиано). Роль музыкальных интермедий выполнили образцы камерно-инструментального наследия композитора разных лет: Интермеццо для скрипки и фортепиано (скрипка – К.Чекун, фортепиано – И.Дейкало), «Калыханка» из фортепианного цикла детских пьес в исполнении Е.Веренич, две пьесы из позднего фортепианного цикла «Три романтические прелюдии» (исполнила И. Дейкало). Страницы вокальной музыки Л. Абелиовича были представлены миниатюрами «Стужа» на слова П.Б. Шелли (Е. Мискевич, М.Семёнова), «Было вакол квітнеў тут дол» на слова Р. Бёрнса (Н. Агейко, А. Чех), «Вечность» на слова М. Богдановича (П.Капитонова, Д.Гамеза), «Песня дзяўчыны» на слова Р. Бёрнса (А.Головкова, К.Кораблёва).

 

Научно-практическая конференция к 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова состоялась 26 апреля 2023 года. Программа конференции была наполнена интересными исследованиями юных музыковедов и музыкой великого творца. Прозвучали сообщения о творческом кредо композитора «»Моя музыка — это плод моего характера»: штрихи к портрету С. В. Рахманинова» Кузьменковой В. (рук. О.Ч. Белють), «Одухотворение звуков»: портрет Рахманинова-пианиста и интерпретатора» Гамеза Д.(рук. О.В.Роговая). Значительная часть выступлений стала результатом глубокого анализа ряда сочинений юбиляра: «Жанр прелюдии в творчестве С. В. Рахманинова» Сурко Л. (рук. И.Л. Дейкало), «В мире нет ничего вожделеннее сна…» Марининой А. (рук. О.Ч. Белють), «Христианская лирика в камерно-вокальном творчестве С.В. Рахманинова» Чех А. (рук. С.П. Руденко), «О личном сквозь народное: «Три русские песни» С. В. Рахманинова» Капитоновой П. (рук. В.Г. Бычковская).

Слушателей порадовала камерная музыка великого композитора в исполнении учащихся колледжа: Прелюдия Соль мажор op. 32 №5 (Тишковец С.), романс «Сон» ор.8 № 5, сл. А.Плещеева (Кривчик В., партия фортепиано – Бринчук Т.), романс «Полюбила я на печаль свою» (Красовская С., партия фортепиано – Вандиловская П.), Музыкальный момент Ре-бемоль мажор op.16 №5 (Новикова Д.).

Новости проекта