Авторы проекта: цикловая комиссия «Музыковедение»
Творческая группа: цикловая комиссия
Временные рамки проекта: с 2 декабря 2015 года
Актуальность проекта:
Актуальной задачей для музыкальной педагогики является воспитание яркого профессионала: исполнителя, педагога, исследователя, критика. Получаемый в рамках программы обучения комплекс знаний по разным дисциплинам составляет основу для формирования необходимого уровня профессионализма для его дальнейшей успешной творческой реализации. Этому должны содействовать процессы оптимизации разнообразных способов получения и усвоения информации, ее осмысления и ориентирования мышления учащихся на осуществление самостоятельнойисследовательской деятельности на необходимом профессиональном уровне.
Ознакомление с основами медотологии наукоориентированной практики и овладение ее терминологическим словарем является одной из важных направлений развития актуальных методик преподавания. Проект позволяет учащимся в условиях публичных выступлений в рамках научно-практических конференций, лекций-концертов, создания музыкально-критических рецензионных материалов и т.д. продемонстрировать владение данными навыками и реализовать свой творческий потенциал в данном направлении деятельности.
Проблемы:
- континуально-протяженное формирование навыков, требующихся для осуществления самостоятельной исследовательской деятельности; необходимость «поступенного» подхода для достижения высокого качества результатов;
- поэтапность развития навыков систематизации, усвоения, осмысления и применения знаний, совершенствования умений формулирования и вербального воплощения идей при тенденции постепенного повышения эффективности результатов этого процесса;
- ограниченность возможностей публичной демонстрации этих результатов.
Противоречия:
- интерес учащихся к возможности проявления самореализации, творческого авторского начала при обнаружении в процессе работы над материалами проекта недостаточного уровня у учащихся необходимых для профессионального исследования навыков работы с информацией и точного отражения их в текстовой форме в виду недостатка опыта и системности обращения к подобным формам деятельности;
- мотивация учащихся и направленность на конкретный результат сопряжена с осуществлением определенной степени контроля со стороны преподавателя (научного руководителя работы).
Задачи:
- реализация подготовки высококвалифицированного специалиста;
- формирование представлений о методах проведения исследовательской деятельности, навыка владения научной профессиональной терминологией;
- развитие интеллектуальной сферы и волевых качеств личности учащегося;
- раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие мотивационной сферы для осуществления профессиональной деятельности;
- содействие проявлению творческой активности учащихся;
- способствование развитию интереса к различным сторонам музыкальной жизни и искусства как объектам для исследования на профессионально-ценностном уровне;
- мотивирование учащихся к участию в осуществлении мероприятий проекта в виде публичных выступлений (в качестве докладчика, ведущего концерта, исполнителя и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
- формирование представлений о принципах реализации исследовательской деятельности, методах проведения научного исследования;
- привлечение к участию в научно-практических конференциях и концертах в рамках проекта не только учащихся специальности «Музыковедение», но и учащихся исполнительских специальностей;
- развитие музыканта с высоким уровнем профессиональной подготовки и личностной мотивацией к качественной самореализации.
Пояснительная записка
Отличительными особенностями новых подходов к образованию являются ориентированность на учащихся как на главную ценность и цель воспитания, гармоничное развитие индивидуальных качеств личности и активизации ее творческого потенциала, формирование мотивации к приобретению разносторонних знаний, стимулирование к самостоятельному решению проблем.
Реализация в учебной деятельности новых подходов к образованию побуждает преподавателей к внедрению в познавательный процесс интегрированных технологий для осуществления возможности свободного применения на практике знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения различным учебным дисциплинам.
Для реализации новых подходов в образовательном процессе много возможностей предоставляет внеурочная работа, которая моделирует определенные условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, активного формирования общих и профессиональных компетенций. Этот вид деятельности может быть представлен в виде исследования различной проблематики, освещение ее в форме дискуссий, «круглого стола», целенаправленного анализа многообразных ситуаций и т.д. Подобные формы деятельности развивают у учащихся умение систематизировать информацию, связанную с объектом исследования, использовать полученные знания и навыки для проявления своего, авторского, отношения к данному объекту, и его оценке.
Учащиеся специальности «Музыковедение» принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа, в его концертной деятельности в качестве ведущего, лектора; ими создаются музыкально-критические материалы для информационных стендов и сайта колледжа.
Творческий проект цикловой комиссии «Музыковедение» «Великие имена и памятные даты музыкальной истории» предоставляет возможность публичной демонстрации результатов самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует развитие музыканта с высоким уровнем профессиональной подготовки и личностной мотивации, а также привлекает к участию в научно-практических конференциях и концертах в рамках проекта не только учащихся специальности «Музыковедение», но и учащихся исполнительских специальностей.
Подготовительный этап для осуществления мероприятий проекта – это опытно-эвристическая работа с учащимися, включающая стадии репродуктивного обучения на занятиях в классе, самостоятельного изучения рекомендованной литературы, систематизации информации, создания творческого материала (текста описательной, оценочной, аналитической направленности), совместного обсуждения результатов, коррекции и констатации достижения конкретных для каждого временного периода целей, формирование комплексного подхода к восприятию произведения музыкального искусства и «осмысленного» процесса работы над ним посредством применения подходов, характерных для разных учебных дисциплин и установления межпредметных связей (к примеру, «Мировая музыкальная литература», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Исполнительский анализ» и т.д.).
Портфолио проекта
Первое мероприятие проекта состоялось 2 декабря 2015 года. Это был «День Чайковского», посвящённый 175-летию со дня рождения великого композитора. Данное мероприятие было подготовлено преподавателями цикловой комиссии «Музыковедение», организатором и вдохновителем являлась преподаватель Е.В.Коледа. Музыка П.И.Чайковского была популярна не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Его произведения звучат и в концерт-холлах мирового масштаба, и в любительских музыкальных кружках-студиях, и на репетициях начинающих исполнителей в детских музыкальных школах, и на открытых городских площадках, объединяющих как профессиональную публику, так и просто преданных поклонников изысканного звукового искусства.
Первым этапом праздничного «Дня Чайковского» стала научно-практическая конференция «Чайковский, Танеев, Скрябин: фигуры, творчество, контекст», посвящённая проблематике стиля композиторов и специфике их творческого процесса; также получила претворение тематика «личности в контексте эпохи» и авторско-индивидуальный подход к интерпретационному прочтению музыкальных произведений. В конференции принимали участие не только учащиеся нашего колледжа, но и приглашённые гости из Республиканской музыкальной гимназии-колледжа при БГАМ. Музыкальные иллюстрации и интермедии между научно-информационными докладами были воплощены учащимися колледжа.
Тематика докладов научно-практической конференции максимально разнообразна: это и проблематика прочтения формы-структуры с позиций современной композитору систематики и классификации, анализ страниц сочинений композитора с позиции использования полифонических приёмов; ряд докладов был посвящен миру музыкальной драматургии, ее интерпретации в современных прочтениях, сценических редакциях. Кроме докладов учащихся отделения «Музыковедение», на данной конференции были озвучены и работы учащихся 4 курса специальности «Академический хор», осветивших особенности хоровой музыки в наследии П.И. Чайковского.
2015 год стал памятным и для двух других творцов, ознаменовав столетие со дня смерти А.Н. Скрябина и С.И. Танеева. Они также принадлежат к «московской композиторской школе»; кроме того, С. Танеев был учеником Петра Ильича, а А.Скрябин, в свою очередь, занимался уже в классе у Танеева. Несколько докладов были посвящены их творчеству.
В тематике исследований нашли отражение и актуальные тенденции искусства конца 19 — начала 20 веков (в частности, преломление эстетики символизма в живописи), и претворение идей Теургии, соборности, синопсии, авторской философской концепции мира и эволюции гармонического языка А.Скрябина, рассмотренных на примере сочинений позднего периода творчества. Заключительным этапом конференции была дискуссия участников и всех присутствовавших, на которой обсуждались вопросы современной интерпретации произведений П.И. Чайковского и актуальности его сочинений в наши дни.
Вторым этапом праздничного «Дня Чайковского» стал праздничный концерт, посвящённый юбилею великого русского гения. Программу концерта составили не только музыкальные произведения: прозвучали и поэтические посвящения великому Искусству Музыки и вдохновляющим поэтов ярким композиторам – её творцам. В программе концерта принимали участие коллективы, преподаватели и учащиеся нашего колледжа.
Второе мероприятие проекта – научно-практическая конференция «Прокофьев, Шостакович: фигуры, творчество, контекст»– состоялось 19 апреля 2017. Оно было посвящено двум памятным датам: 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича. Творчество этих композиторов воплотило яркие новации в области музыкальной образности и средств ее воплощения. Данная научно-практическая конференция стала не только символической данью уважения и преклонения перед гениальными творцами, но и импульсом для проведения глубокого исследования и изучения страниц их наследия, неординарного жизненного пути, осознанности значения их творчества в контексте эпохи.
Представленная на конференции тематика раскрыла яркую творческую индивидуальность С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича в зеркале уникального эпистолярного наследия, специфику творческих методов, гармонического языка, оркестрового колорита, использования приемов полифонического письма, рассмотрению классических и новаторских сторон формообразования, истории постановок сценических произведений и опытов работы в направлении создания музыки для кинофильмов. Вторым этапом мероприятия стал концерт, посвящённый тематике проекта.
Третье мероприятие проекта «Великие имена и памятные даты» под названием «1917- 2017 — взгляд через столетие» состоялось 8 ноября 2017 года. Оно было приурочено к одному из ключевых событий ХХ века, ознаменовавшего коренной поворот во всемирной истории. Целью этой научно-практической конференции стала обрисовка панорамы творческих находок и открытий времен Революции; ее тематика отразила сложность и многоликость эпохи, изменившей мировоззрение миллионов людей.
Эта эпоха открыла новые художественные явления, которые помогли глубоко постичь пафос и «дух» времени: она «вызвала к жизни» революционную песню, являющуюся для наших современников значимой частью музыкального наследия, воплотившего сущность классовой борьбы, приведшей в итоге к революционному «взрыву» мирового масштаба. Эта эпоха создала и новый художественный метод, и обусловила формирование сознания абсолютно нового типа художника-творца.
События, играющие исключительно важную роль в жизни народа, дают толчок огромной потенциальной силы для развития поэзии. Как А.Пушкин, М.Лермонтов, Н. Некрасов были властителями дум молодежи 19 века, так и поэзия А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина влияла на формирование поколения нового, 20 столетия. Эти тенденции были отражены в докладе «Поэзия, рожденная революцией».
Интенсивные поиски и эксперименты в это время велись в области стиля, языка средств выразительности в различных направлениях. Своеобразным переворотом в мире музыки, подлинно бунтарским по духу сочинением этого периода стала «Гудковая симфония» А.Авраамова: сочинение представляет собой один из первых опытов пространственной музыки, когда местом «размещения звуков» является пространство всего современного города.
Яркой фигуре русского музыкального авангарда был посвящен доклад «День Бытия» И. Вышнеградского». Глубже изучить период творческого становления С. Прокофьева, а также влияние революционных событий на формирование его стиля и тематики произведений стало целью доклада «Классическая симфония С.Прокофьева между двух революций».
Подготовка материалов к конференции способствовала не только упрочнению профессиональных навыков учащихся и расширению их кругозора, но и имела весьма важное воспитательное значение: знание истории своей страны и способность оценить роль важных событий формирует самосознание и гражданскую позицию молодежи.