Неповторимый облик белорусской музыкальной культуры складывается из творчества многих ярких представителей, каждый из которых прошел свой особенный путь в искусстве. Одному из таких композиторов было посвящено очередное мероприятие в рамках проекта «Великие имена и памятные даты», прошедшее 13 апреля 2022 года в камерном зале имени В.С.Савина МГМК им.М.И.Глинки (организатор и ведущая – преподаватель ЦК «Музыковедение» Ирина Леонидовна Дейкало).

На сей раз в центре внимания оказались личность и творчество выдающегося белорусского композитора Льва Моисеевича Абелиовича (1912–1985), 110 лет со дня рождения которого исполнилось 6 января нынешнего года. Разнообразная по жанрам, богатая по содержанию и средствам выразительности музыка Льва Моисеевича привлекла внимание юных исследователей-музыковедов, которые под чутким руководством своих преподавателей погрузились в изучение различных аспектов творческого наследия Л. Абелиовича и поделились с публикой результатами своей работы в виде докладов и сообщений.

Значительная часть выступлений была посвящена камерно-вокальному наследию Льва Моисеевича. Так, учащаяся 2 курса Ангелина Чех в докладе «Два взгляда на один текст» (руководитель Светлана Петровна Руденко) представила сравнительный анализ музыкального воплощения Л. Абелиовичем и Г. Свиридовым поэтического стихотворения Р. Бёрнса «Давно ли цвёл зеленый дол» («Было вакол квітнеў тут дол»). Исследовательский дуэт учащихся 3 курса Полины Капитоновой и Дарьи Гамеза в докладе «Вечность» Л.М.Абелиовича: сквозь призму личной трагедии» (руководитель Ольга Валерьевна Романюк) познакомил публику с музыкально-выразительными особенностями однименного романса на стихи М. Богдановича в русле важности трагических и драматических образов для всего наследия Абелиовича. Учащаяся 3 курса Ксения Кораблева рассказала о современных реалиях исследования и систематизации сочинений Льва Моисеевича, представила информацию о новом электронном архиве композитора (руководитель Ольга Чеславовна Белють), а также презентовала недавно вышедший сборник камерно-вокальной лирики Абелиовича.

Впервые попробовали себя в исследовательской работе учащиеся-музыковеды 1 курса (руководитель Ирина Леонидовна Дейкало): с основными этапами жизненного и творческого пути Л.Абелиовича, воспоминаниями о нем зрителей познакомили Екатерина Веренич и Ксения Чекун, о взаимодействии камерной инструментальной и симфонической музыки рассказала Виктория Главинская, с сообщением о фортепианных миниатюрах композитора выступила Лилиана Сурко.

Безусловным достоинством мероприятия стало большое количество живой музыки Льва Абелиовича в исполнении учащихся и преподавателей колледжа. В качестве музыкального приветствия прозвучало одно из самых значительных и известных поздних инструментальных сочинений Л. Абелиовича – Ария для скрипки и камерного оркестра, которую исполнили Анастасия Пивоварчук (скрипка) и Ирина Сухаржевская (фортепиано). Роль музыкальных интермедий выполнили менее известные образцы камерно-инструментального наследия композитора разных лет: Интермеццо для скрипки и фортепиано (скрипка – Ксения Чекун, фортепиано – Ирина Дейкало), «Калыханка» из фортепианного цикла детских пьес в исполнении Екатерины Веренич, две пьесы из позднего фортепианного цикла «Три романтические прелюдии» (исполнила Ирина Дейкало).

Страницы вокальной музыки Л. Абелиовича были представлены миниатюрами «Стужа» («Тоскует птица») на слова П.Б. Шелли (вокал – Елизавета Мискевич, фортепиано – Мария Семёнова), «Было вакол квітнеў тут дол» на слова Р. Бёрнса (вокал – Наталья Агейко, фортепиано – Ангелина Чех), «Вечность» на слова М. Богдановича (вокал – Полина Капитонова, фортепиано – Дарья Гамеза), «Песня дзяўчыны» на слова Р. Бёрнса (вокал – Ангелина Головкова, фортепиано – Ксения Кораблёва).

Живое звучание произведений Льва Моисеевича Абелиовича, а также увлеченное изучение его наследия учащимися позволяет справедливо заметить, что и сегодня музыка этого выдающегося композитора не перестает удивлять высоким профессиональным мастерством, искренностью чувств, яркой художественной самобытностью. В каждом из затронутых направлений автор сумел сказать новое слово, создавая интереснейшие взаимодействия и синтезы, оказавшие заметное влияние на дальнейшее развитие всей белорусской музыки. И поэтому так важно дело сохранения творчества Абелиовича, живое звучание и изучение его произведений, занимающих достойное место в белорусском культурном наследии.

Ирина Дейкало