Вот уже в пятый раз на сцене Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки состоялся праздник оркестровой музыки – Оркестровый молодежный форум.

Хорошей традицией форума стало проведение мероприятий в память о выдающихся музыкантах Беларуси. Так третий форум проводился в честь композитора и дирижера Г.А. Ермоченкова, который обогатил и значительно расширил репертуар и художественную тематику оркестров народных инструментов.

Четвертый форум был посвящен деятельности дирижера П.В. Вандиловского, который долгое время работал с оркестрами разных жанров, выполнил множество инструментовок и переложений для оркестров народных инструментов.

Пятый Оркестровый молодежный форум посвящен памяти выдающегося деятеля культуры Беларуси, народного артиста Республики Беларусь, лауреата Государственной премии, профессора Михаила Антоновича Козинца. Сорок шесть лет М.А. Козинец возглавлял Национальный академический народный оркестр имени И.И. Жиновича, продолжая и развивая оркестровые исполнительские традиции, пропагандируя национальную композиторскую школу, воспитывая новые поколения артистов оркестра и дирижеров.

В рамках форума был проведен круглый стол с участием руководителей оркестров белорусских народных инструментов учреждений среднего специального образования городов Лиды, Молодечно, Барановичей, Витебска, Бреста, Минска. Среди выступающих был заведующий кафедрой духовой музыки Белорусского государственного университета культуры и искусств доцент В.М. Волоткович, который долгое время работал с белорусскими оркестрами. В своем докладе он осветил тему сохранения исполнительских традиций в жанре оркестровой народной музыки, проследил стилистические связи в исполнении белорусскими народными оркестрами оригинальных сочинений и переложений симфонической музыки, обозначил особенности обработок народных тем от произведений И.И. Жиновича до произведений, написанных современными авторами.  

Доклад преподавателя Минского государственного музыкального колледжа им. М.И. Глинки В.М. Черникова касался проблем формирования репертуарного поля белорусских народных оркестров на современном этапе. Были прослежены как традиционные принципы выстраивания репертуарной политики оркестров, так и наполнение оркестрового багажа новыми сочинениями. Докладчик обратил внимание участников круглого стола на то, что репертуар белорусских оркестров за последнее время претерпел значительные изменения, обогатившись произведениями новых стилистических направлений, но в тоже время было отмечено бережное сохранение репертуарного пласта, накопленного в рамках исполнительской традиции Национального академического народного оркестра имени И.И. Жиновича.

Преподаватель Витебского государственного музыкального колледжа им. И.И. Солертинского С.В. Тимошенко в своем выступлении затронул животрепещущую тему ремонта, реставрации и изготовления в нашей стране цимбал. Сам, превосходный мастер, Сергей Валентинович раскрыл все тонкости хранения и ухода за цимбалами, поднял тему острой нехватки инструментария как для сольного исполнительства, так и для оркестрового, обозначил необходимость возрождения производства цимбал в фабричных масштабах, привел многочисленные примеры интереса к игре и обучению детей на белорусских цимбалах в России, Франции, Германии, Украине.

В целом круглый стол прошел как увлекательная беседа неравнодушных энтузиастов, болеющих за свое дело, увлеченных и заинтересованных в его развитии.

И, несомненно, ярчайшим событием форума стал концерт четырех блестящих в своем исполнительском мастерстве коллективов – оркестров белорусских народных инструментов Брестского, Витебского, Минского колледжей и Белорусского государственного университета культуры и искусства.

Первым на сцену вышел оркестр Минского государственного музыкального колледжа им. М.И. Глинки под управлением Владимира Черникова. Программа выступления оркестра была составлена из сочинений белорусских композиторов. Торжественным блеском и полнозвучием, орнаментированной заглавной буквой открыла артистическую часть форума «Увертюра № 1» Дмитрия Смольского. Легко и слаженно звучали виртуозные пассажи, мощно и насыщенно аккордовые пласты, изящно и ажурно изысканные синкопы. Оркестр подчеркнул преемственность репертуарных традиций оркестрового исполнительства в народном жанре.

Далее коллектив раскрыл интеллектуальную сторону своих исполнительских возможностей. Написанная на ветхозаветный сюжет пьеса Вячеслава Кузнецова «Суламифь», обозначена автором как «Фрагменты для воображаемого балета». По-философски раздумчивая, с неспешно разворачиваемым сюжетом, драматичная в кульминациях, тонко прописанная в образной сфере, она выявила широкий сонористический спектр белорусского народного оркестра.

«Воскресная музыка» замечательного современного композитора Галины Гореловой в инструментовке для белорусского оркестра Владимира Черникова перенесла слушателей в тихую и светлую ауру выходных дней, когда можно уделить внимание спокойной беседе с друзьями (2-я часть сюиты «Кофе вдвоем») или посетить театр (3-я часть «Отзвуки театра»). Ярко прописанная партия ударных инструментов очень гармонично дополнила акустическую природу цимбал.

В целом выступление оркестра высоко подняло исполнительскую и артистическую планку, которую тут же поддержал оркестр Брестского государственного музыкального колледжа им. Г.И. Ширмы под управлением Алексея Захарчука. Оркестр раскрыл другую страницу репертуарной и исполнительской традиции цимбальной концертной культуры – это переложения симфонической классики и авторов современности. Упругость и пружинистость ритма, энергичность мелодизма в «Русской» из балета «Петрушка» Игоря Стравинского удачно была показана средствами белорусского народного оркестра. Тем более известно, что И. Стравинский имеет белорусские корни и когда ему показали белорусские цимбалы, он был очарован их звучанием.

Звуковой мир Альфреда Шнитке имеет свой неповторимый облик, создавая тем самым особенную художественную образность. В исполнении оркестра прозвучали четыре номера из сюиты «Ревизская сказка», в которой был задействован весь спектр приемов игры на цимбалах. И снова овации, и снова «Браво!» оркестру.

И, конечно, страстная музыка солнечной Испании в звучании белорусского народного оркестра сияет свежими красками, что и доказало исполнение произведения Эрнесто Лекуона-и-Касадо «Малагуэнья».

Порадовала слушателей драматургическая выстроенность и театральная образность пьесы Владимира Курьяна «Дзівосы купалля». Языческая магия самого таинственного праздника обрядовой культуры белорусов была передана оркестром с высокой точностью и колористичностью.

С уверенностью можно сказать, что звучание оркестра Брестского колледжа явилось самым настоящим украшением форума.

И вот на сцене наши коллеги из Витебского государственного музыкального колледжа им. И.И. Соллертинского. Руководитель оркестра – Сергей Тимошенко. В их исполнении прозвучали переложения симфонического романтизма. Оперные увертюры Джоакино Россини прочно вошли в репертуар белорусских народных оркестров. Яркий и светский характер тематизма, прозрачность изложения, фееричность эмоционального строя стиля Дж. Россини очень точно передается исполнительскими средствами цимбал.

Увертюрой к опере Дж. Россини «Итальянка в Алжире» Витебский коллектив открыл свое выступление. Легкость и полётность звучания, гибкое владение динамической палитрой, чувство стиля, яркая образность – вот тот далеко не полный перечень изысков, предъявленных публике.

Особенно нарядно и виртуозно прозвучал «Славянский танец № 8» ор. 46 Антонина Дворжака. В нем оркестр проявил мастерское владение звуковыми контрастами и гибкостью темповых изменений.

Удивительно приятным для слушателей стало исполнение пьесы Павла Куликова «Липа вековая». Написанная для русского народного оркестра на тему народной песни, она, казалось бы, не может быть озвучена цимбальным тремоло, которое имеет свою специфику. Однако участники оркестра продемонстрировали владение тончайшими переходами нюансов, мельчайшим тремоло, сравнимым с ведением смычка и поразительное вслушивание в саму природу звука. Это стало настоящим акустическим открытием форума.

Завершил свое выступление белорусский оркестр Витебского колледжа «Интермедией из сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо» Хиеронимо Хименеса. Очень яркая и эффектная пьеса показала весь эмоциональный запал коллектива, подарив заслуженное слушательское «Браво!».

Заключительным аккордом концерта стало выступление оркестра Белорусского государственного университета культуры и искусств, художественным руководителем которого является Виктор Волоткович (дирижер Ольга Немцева).

Оркестр продемонстрировал почти все репертуарные тенденции народного исполнительства. Это и переложения симфонических сочинений, таких как Увертюра к оперетте «Марица» Имре Кальмана, и «Мазурка» Станислава Монюшко, произведения, написанные для оркестра белорусских народных инструментов: Поэма для народного оркестра «Курган» Владимира Курьяна и «Протяжная» Дмитрия Смольского.

Отметим, что особенность звукоизвлечения на цимбалах может хорошо передавать остроту ритма, характерную для музыки эстрадно-джазового направления. Исполнение и передача артистического зерна данной исполнительской традиции особенно удалась коллективу университета.

«Хорошие новости от Пекина до границы» авторов Чжэн Лу и Ма Хунье познакомили слушателей с видением эстрадного жанра через призму восточной музыкальной традиции. Цимбалы в Китае – народный музыкальный инструмент, выражающим глубокий пласт народной культуры.

Еще одна пьеса в стиле эстрадного исполнительства «Тango Club» из сюиты «Четыре картинки Нью Йорка» композитора Роберто Молинелли (солист – Виктор Тимофеев, саксофон) показала новую, ныне популярную черту оркестрового исполнительства: танго нуэво. 

Четыре оркестра на сцене нашего колледжа в одном концерте, четыре сложнейших программы, разнообразие стилей и широчайший охват репертуара на одном дыхании были восприняты слушателями благодаря конферансу музыковеда Светланы Малиновской. Мастерское владение словом, глубокое проникновение в тематику концерта, знание исполняемых произведений, интеллектуальная текстология интермедий позволили Светлане Владимировне провести концерт коллективов в динамичной и в весьма изысканной манере.

V Оркестровый молодежный форум показал богатейший творческий потенциал исполнительской культуры музыкальной молодежи Беларуси. Одухотворенность и созидательное стремление, смелость и уверенность, поддержка и взаимовыручка чувствуется в отношении к общему делу.

Оркестровому молодежному форуму быть, форуму продолжаться!

Владимир Черников