Одним из важнейших событий культурной жизни Беларуси в 1924 г. стало открытие в Минске музыкального техникума – одного из крупнейших и старейших музыкальных УССО страны. Будучи центром музыкального образования, техникум сыграл исключительную роль в развитии белорусской музыкальной культуры, подготовив для дальнейшей творческой деятельности многочисленные поколения замечательных высококвалифицированных музыкантов, стал колыбелью творческих коллективов и концертных организаций.
Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки имеет давнюю историю со своими богатыми традициями. Его истоки восходят к 1924 году, когда Центральный исполнительный комитет принял решение о создании Минского музыкального техникума. Известие об открытии учебного заведения вызвало большой интерес в среде молодёжи: в приёмную комиссию было подано 765 заявлений, принято 120 учащихся.
Первым директором техникума стал выдающийся скрипач, выпускник Петроградской консерватории А.Л.Бессмертный – ученик И.Р. Налбандяна, продолжателя традиций знаменитого скрипача и дирижёра Л.С. Ауэра. В разные годы училище возглавляли И.А. Юшкевич, А.И. Колондёнок, Г.М. Гришаев, И.Б. Мысливчик, Н.В. Прошко, В.Л. Авраменко, Е.Н. Боровский, В.П. Рылатко, В.И. Зарецкий, В.И. Башура, Р.Г. Сафонов, Н.С. Ефименко, В.М. Черников, в настоящее время – А.И.Снитко.
Первым заведующим учебной части техникума стал Я.В. Прохоров – композитор и этнограф, ученик Н.А. Римского-Корсакова. Собиратель и автор обработок белорусских народных песен, Прохоров внёс огромный вклад в развитие белорусской музыкальной фольклористики. В его классе занимались композиторы Н.Ф. Соколовский, И.И. Любан, Н.И. Аладов. Ставший одним из основоположников белорусской композиторской школы Н.И. Аладов воспитал плеяду замечательных белорусских композиторов, среди которых – В.В. Оловников, Н.Ф. Соколовский, А.В. Богатырёв. С 1926 года Аладов совмещал педагогическую деятельность с должностью заведующего учебной части техникума. В разное время руководство учебным процессом осуществляли М.А. Станкевич, Т.Н. Альбокринова, Н.С. Ефименко, Н.К. Сенькова, А.И. Снитко, в настоящее время – О.В.Маркевич.
В первый год работы техникума были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, композиции, музыкально-теоретических дисциплин. На втором году начали функционировать классы духовых и ударных инструментов.
Уже в 1925 году в техникуме работал хоровой класс, которым руководил композитор М.Ф. Матисон; в 1928 году было создано инструкторское отделение, послужившее базой для дирижёрско-хоровой цикловой комиссии. Хор техникума стал одним из первых белорусских коллективов, начавших гастрольную деятельность за рубежом. В развитие академической хоровой культуры значимый вклад внесли педагоги и выпускники училища Н. Толичева, А. Грасс, Н. Маслов, народные артисты Беларуси А.П. Когадеев, Л.Б. Ефимова и многие другие. Долгое время эту цикловую комиссию возглавляла Т. Н. Альбокринова, с 1995 года – В. И. Шевандронов, с 2013 г. – Е.А. Матусевич. На протяжении 30 лет работу цикловой комиссии курировал выдающийся хоровой дирижёр, народный артист СССР, профессор В.В. Ровдо.
Важную роль в системе различных направлений национального музыкального образования сыграла сравнительно молодая специализация «Народный хор». Цикловая комиссия возникла в 1973 г. с началом нового динамичного этапа развития белорусской музыкальной фольклористики по инициативе преподавателя Е.Б. Назаренко. Долгое время в составе цикловой комиссии работал композитор и педагог А.В. Ращинский, внесший весомый вклад в дело развития национальной музыкальной культуры.
Среди первых преподавателей фортепианного отделения техникума – выпускница Московской консерватории В.А. Семашко, ученица профессора В.И. Сафонова, которая занималась одновременно с С.В. Рахманиновым и А.Н. Скрябиным. Среди выпускников класса В.А. Семашко – пианистка И.А. Цветаева, блестящий педагог, профессор Белорусской государственной консерватории им. А.В. Луначарского. Для нынешнего поколения легендарными стали имена выдающихся педагогов-пианистов техникума М.А. Бергера и Г.И. Шершевского. Около 50 лет посвятила педагогической работе, в т.ч. в должности председателя цикловой комиссии «Фортепиано» Л.Т. Лихачевская, заслуженный учитель Республики Беларусь. С 2018 г. цикловой комиссией руководит И.О. Василевич.
Значительный вклад в дело подготовки исполнителей на струнных смычковых инструментах внесли такие педагоги и исполнители, как А.Н. Амитон, Н.Д. Братенников, Л.Д. Горелик. Более 30 лет цикловую комиссию «Оркестровые струнные инструменты» возглавлял А.Б. Ваксер, затем – А. С. Пищальников, Л.Р. Жук, О.А. Шкулепа, в настоящее время — Н.Г. Слоневская-Цеханович.
Творческий труд ярких, талантливых педагогов способствовал становлению и качественному росту исполнительской школы на духовых и ударных инструментах. Среди них – А. Рачёв, И. Златкин, Е. Голынский, В.В. Харитонов, Г. В. Оловников, М. С. Миненкова, А. Вакуленко. Более 50 лет своей жизни посвятил педагогической деятельности В.С. Орлянский, воспитав целую плеяду замечательных музыкантов.
У истоков развития специализации «Инструменты народного оркестра» стоит имя выдающегося музыканта, выпускника техникума – цимбалиста, дирижёра, композитора, педагога, народного артиста СССР, профессора И.И. Жиновича. Его деятельность связана с развитием белорусской национальной цимбальной школы. Большой вклад в дело подготовки исполнителей на народных инструментах внесли Г.И. Жихарев (домра, балалайка), А.П. Кононович, Я.С. Бобрович, Б.И. Мацкевич (цимбалы), Г.М. Гришаев (баян), Э.Р. Назаренко. Сегодня педагоги и учащиеся специальности «Инструменты народного оркестра» подтверждают свой высокий профессиональный уровень далеко за пределами страны.
Специальность «Пение» с момента создания в 1934 году и по сей день сохраняет свой высокий статус, являясь центром по подготовке певческих кадров нашей страны. Одним из первых педагогов цикловой комиссии «Пение» был выдающийся певец и педагог А.П. Боначич, выпускник Петербургской консерватории, в прошлом – солист Большого театра. Он воспитал плеяду замечательных певцов, среди которых – народные артисты БССР И.М. Болотин, М.И. Денисов, С.Ю. Друкер. Для подготовки артистов балета в техникуме были открыты классы хореографии.
К работе с вокалистами привлекались лучшие педагоги, ведущие солисты оперы: Л.Д. Осколков, народные артисты Беларуси М.А. Зюванов, Н.Н. Сердобов, Л.Ф. Бражник. Огромный вклад в развитие белорусского вокального искусства внёс заслуженный деятель культуры РБ А.О. Мурзич, долгое время возглавлявший специальность «Пение». С 2010 по 2023 годы цикловую комиссию «Пение» возглавляла О.А. Косарева, воспитавшая поколение талантливых профессиональных певцов, солистов Большого театра Беларуси.
В 1980 году в училище открылась новая специальность — «Искусство эстрады» (инструментальная музыка). Инициатива создания специальности была поддержана народными артистами СССР Е.А. Глебовым и И.М. Лученком. В училище были приглашены известные музыканты, имевшие большой опыт работы в ведущих творческих коллективах. Среди них – трубач, заслуженный артист Беларуси В.П. Щерица, гитарист А.С. Побережный, саксофонисты А.П. Радюков и В. Сафонов, бас-гитарист Л.Б. Тышко и другие. С началом работы отделения был организован биг-бэнд, которым руководил И.Н. Райхлин. В отдельные периоды работу отделения возглавляли И.Н. Райхлин, Н.Я. Лосев, Л.Г. Авсиевич, В.В. Михнович, в настоящее время — В.М.Фельгин.
Важную роль в процессе профессионального образования молодых музыкантов играет изучение дисциплин музыкально-теоретического цикла.
В 1925/1926 учебном году в Минском музыкальном техникуме функционировали классы теории музыки и композиции. Первыми преподавателями музыкально-теоретических дисциплин явились музыковеды-композиторы М.Ф. Матисон, Т.А. Шнитман, Н. Анцев, основоположник белорусского научного музыкознания Ю.Н. Дрейзин, композитор и этнограф Я.В. Прохоров, Н.И. Аладов.
На протяжении долгого времени (с 1972 г.) отделение возглавлял Л.Е. Школьников – педагог, ученый-теоретик, методист, выпускник Московского хорового училища им. Свешникова, а затем Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс В.Цуккермана и А.Гольденвейзера). Л. Школьников проработал в музыкальном училище более 30 лет, из них около 20 лет возглавлял цикловую комиссию «Теория музыки». С 1991 до 2013 года музыковедческое отделение возглавляла И.Н. Казанцева, с 2013 по 2015 – Т.В.Сущеня, с 2015 – С.П.Руденко.
В разное время в стенах Минского музыкального училища преподавали талантливые белорусские композиторы Н.И. Аладов, Р.П. Бутвиловский, Е.А. Глебов, А.Ю. Мдивани, С.А. Кортес, И.М. Лученок, Л.К. Захлевный, Ф.Д. Пыталев, О.Б. Сонин и М.Д. Васючков.
С первых лет работы в техникуме велась активная концертная и музыкально-просветительская деятельность. Музыкальный техникум стал базой для создания ведущих музыкальных коллективов Беларуси, музыкально-культурных и образовательных учреждений.
В 1926 году состоялось первое выступление большого симфонического оркестра под руководством А.Л. Бессмертного, были подготовлены циклы концертов, знакомивших слушателей с классическими произведениями разных национальных школ, циклы концертов камерной (в том числе белорусской) музыки. В стенах техникума выступали выдающиеся исполнители – пианисты А.Б. Гольденвейзер, Эгон Петри, скрипач Мирон Полякин.
В 1928 году на базе хора техникума была создана Белорусская государственная капелла под руководством Г.Р. Ширмы, которая в настоящее время носит его имя.
В 1930 году на базе оперного класса техникума возникла Белорусская студия оперы и балета, а в 1933 году на её основе открылся Государственный театр оперы и балета. Первые белорусские постановки опер – «Фауст» Ш.Гуно, «Русалка» А.Даргомыжского, «Севильский цирюльник» Д.Россини – были осуществлены силами педагогов и студентов-вокалистов техникума под руководством профессора В. Цветкова, дирижёров И.А. Гитгарца и Н. Михайлова. Партию Маргариты в «Фаусте» исполнила молодая певица Лариса Александровская, ставшая впоследствии народной артисткой СССР, ведущей солисткой белорусской оперы.
В 1930 году преимущественно из педагогов и учащихся техникума был сформирован симфонический оркестр при радиокомитете. Позднее, в 1937 году, оркестр вошёл в состав организованной тогда филармонии, а с 1961 года стал называться Государственным симфоническим.
В 1932 году результатом большой подготовительной работы коллектива музыкального техникума стало открытие Белорусской государственной консерватории им. А.В. Луначарского (ныне – Белорусская государственная академия музыки). Основу преподавательского состава консерватории составили ведущие педагоги техникума.
В мае 1937 года техникум был реорганизован в Минское музыкальное училище. В том же 1937 году на базе цимбального ансамбля, основанного выпускником техникума И.И. Жиновичем, возник Государственный народный оркестр, по праву носящий теперь его имя.
В годы Великой Отечественной войны преподаватели, учащиеся и выпускники Минского музыкального училища сражались на фронтах в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах, выступали перед бойцами в составе фронтовых концертных бригад. В захваченном Кенигсберге состоялся последний фронтовой концерт И.И. Жиновича, у стен рейхстага в Берлине – Л.П. Александровской. Осенью 1944 года с большим трудом возобновилась работа училища, связанная с именами М.А. Бергера, Г.Н. Петрова, Г.И. Шершевского, Л.С. Мухаринской, С.Г. Нисневич, Н.И. Аладова, Б.С. Смольского, М.С. Миненковой.
В апреле 1957 года Президиум Верховного Совета БССР за заслуги в подготовке музыкальных кадров присвоил училищу имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
В 2003 году распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 октября 2003 г. N 300рп Минское государственное музыкальное училище имени М.И. Глинки передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска
В 2011 году решением Минского городского исполнительного комитета учебное заведение было переименовано в учреждение образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И. Глинки».
В настоящее время профессиональная подготовка учащихся в колледже ведется по пяти основным специальностям; функционирует семнадцать цикловых комиссий. Активную творческую и концертную деятельность ведут 9 крупных исполнительских коллективов: это оркестры белорусских и русских народных инструментов, симфонический, духовой, эстрадный оркестры, 3 академических хора, народный хор.
Выпускники Минского музыкального колледжа продолжают свою творческую деятельность в многочисленных профессиональных музыкальных коллективах страны. Выпускники отделения «Искусство эстрады» работают в Государственном концертном оркестре под руководством М.Я. Финберга, немало воспитанников колледжа продолжают исполнительскую деятельность в Президентском оркестре Республики Беларусь. Среди выпускников специальности «Народный хор» – заслуженные артисты Беларуси Я.П. Науменко, М. Маршак, артисты Государственного ансамбля танца «Хорошки», ансамблей «Купалинка», «Терница», Государственного народного хора им. Цитовича.
Имена многих выпускников колледжа составляют гордость белорусского музыкального искусства. Это народные артисты Беларуси Эдуард Зарицкий, Михаил Финберг, Ярослав Евдокимов, Виктор Вуячич, Владимир Громов, заслуженные артисты Виктор Скоробогатов, Олег Мельников, Геннадий Забара, Владимир Радзивилов, Владимир Ткач, Геннадий Фролов, Яков Науменко, Заслуженный деятель искусств Беларуси Григорий Федорович Сурус, первый проректор Белорусской государственной академии музыки, доцент Лидия Викторовна Скачко, заведующий кафедрой пения Белорусской государственной академии музыки Ольга Александровна Косарева, солистки Большого театра Беларуси Анастасия Михновец, Дарья Горожанко, Ольга Малиновская и многие другие.
Минский государственный музыкальный колледж им. М. И. Глинки был и остаётся одним из сильнейших учреждений среднего специального образования Республики Беларусь.
Буклет 1986 года. Школьников, Л. Минское музыкальное училище им. М.И.Глинки — 60
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.