Коледа Е.В.

Е.В. Коледа

Накануне Международного дня музыки в Минском государственном музыкальном колледжа им. М.И. Глинки состоялось первое в нынешнем учебном году мероприятие проекта «Творцы музыкальной эпохи ХХ – XXI: композиторы, интерпретаторы, исследователи…». Оно было посвящено жизни и творчеству одного из основоположников белорусской профессиональной музыки, сегодня признанного классиком, Евгения Карловича Тикоцкого.

В качестве участников  были приглашены Елена Петровна  Сакович  (кандидат искусствоведения, автор научных работ по вопросам белорусской музыки) и внук композитора Александр Михайлович Тикоцкий. 

Сакович Е.П.

Е.П. Сакович

Елена Петровна Сакович в начале встречи рассказала аудитории, почему она пришла к изучению творчества именно Евгения Карловича Тикоцкого. Оказывается, некоторые наши выпускники поступают в Белорусский Государственный университет на факультет журналистики, и, общаясь с ними, Елена Петровна узнала, что Александр Михайлович – внук композитора – один из самых интересных и уважаемых преподавателей факультета. В результате их знакомства появились статья и презентация, основанные на личных материалах  архива Александра Михайловича Тикоцкого, которые ранее частично  были представлены ею на конференции в Белорусской Государственной академии музыки.

Тикоцкий А.М.

А.М. Тикоцкий

Внук композитора Александр Михайлович Тикоцкий (кандидат филологических наук, доцент Института журналистики Белорусского государственного университета) поведал молодому поколению музыкантов о фактах и эпизодах из биографии своего дедушки, этапах его жизни, рассказал о том, каким он был человеком, о его характере и увлечениях, об истории и традициях семьи. А в конце мероприятия Александр Михайлович с удовольствием ответил на все вопросы участников встречи.

Факты из биографии

  • Родился Евгений Карлович в Петербурге в семье военного моряка Карла Михайловича Тикоцкого, который долго плавал на различных судах.
  • Евгений Карлович мог стать не музыкантом, а медиком. Он закончил Петербургское реальное училище. После окончания училища Евгений Карлович поступил в Психо-неврологический институт, где и познакомился со своей будущей супругой Марией Аксемьевной. Познакомились в интересном месте – в анатомичке. Но вскоре Евгений Карлович почувствовал влечение к музыке и поступил в частную музыкальную школу.
  • Участвовал в знаменитом Брусиловском сражении во время Первой мировой войны.
  • В начале 20х годов  его семья переехала в Беларусь. Сначала они жили в Бобруйске, а в 1934 году Евгений Карлович был приглашен в Минск.
  • Первым произведением, поставленным в новом здании Оперного театра  в 1939 году, была опера Тикоцкого «Михась Подгорный». А через год, в 1940 году эта опера также была поставлена в Москве в Большом театре во время Первой декады белорусского искусства. На премьере оперы в Москве присутствовали высшие руководители СССР. После этого опера получила большую известность.
  • Тикоцкий Е.К.

    Е.К. Тикоцкий
    (1893-1970)

    Евгений Карлович Тикоцкий работал в различных жанрах. Он писал оперы, симфонии, оратории, сюиты, а вот балетов у него не было. Но незадолго до начала Великой Отечественной войны, у него возник творческий замысел  балета «Белла» по известному произведению М. Ю. Лермонтова. Для балета композитор нашел либреттиста, с которым договорился встретиться в Крыму.

  • 19-20 июня 1941 года Тикоцкий  выехал для этого из Минска. А через 2-3 дня началась война. Он пытался вернуться в Минск к семье, но поезда уже не шли назад. В результате два с лишним года он был оторван от семьи. Но каким-то образом Евгений Карлович узнал, что его родственники живы и находятся по-прежнему в Минске. С помощью партизан их удалось  вывезти в лес, где находился композитор. Там они прожили несколько месяцев, и после этого их отправили на самолете через линию фронта в Москву. А еще через несколько месяцев,  после освобождения Беларуси от фашистов, Евгений Карлович Тикоцкий с семьей вернулся в Минск.

О характере и увлечениях

  • Евгений Карлович был  очень жизнерадостным и  веселым человеком. Он был общительным и гостеприимным. В его доме очень часто собирались гости. Его всегда отличало спокойствие, он даже в чем-то был флегматиком. Хотя  в творчестве Евгений Карлович был совершенным холериком.
  • У композитора было много различных увлечений. Например, он любил собирать газеты.  Когда он был в свое время членом правления Союза композиторов Беларуси и России,  он много ездил, в том числе и за границу. И в какой бы город не приезжал, везде старался купить местную газету. В результате собралась уникальная коллекция газет, которую вместе с книгами (у него еще была замечательная библиотека) к концу жизни он передал одной из минских библиотек.

Об общественной деятельности

  • Е. К. Тикоцкий был депутатом верховного совета БССР, членом правления Союза композиторов БССР и СССР.

О педагогической деятельности

  • Он преподавал в музыкальной школе, а потом в консерватории. Среди его учеников были очень выдающиеся личности. Многие из них достигли действительно многого.

О вдохновении и процессе сочинения

  • Евгений Карлович занимался обработкой белорусских народных песен, часто бывал в поездках,  где слушал выступления самодеятельных коллективов. Это и служило его вдохновением, на основе услышанного он создавал большую часть своих произведений, в частности симфонических.
  • Писал он за инструментом, и почти всегда держал папиросу в руках, был такой недостаток – много курил.

Музыкальное окружение

  • Евгений Карлович любил отдыхать в Доме творчества в Подмосковье и нередко встречался там с корифеями музыки того времени: Т. Н. Хренниковым, Соловьевым-Седым. Общался и переписывался с  Д. Д. Шостаковичем.

Музыка  и потомки композитора

  • Сын композитора учился играть на фортепиано, но музыкального образования не получил. Внук Александр Михайлович в детстве тоже играл, но потом «забыл вовсе», хотя музыку очень любит.
  • Музыкальную школу из всех потомков Евгения Карловича закончила только его правнучка. Но она, увы, тоже музыкантом не стала. Большинство потомков Евгения Карловича – гуманитарии, владеющие несколькими иностранными языками (вот в чем проявляется «музыкальность» слуха!).
  • Внук композитора, Александр Михайлович, читает лекции по белорусской филологии студентам БГУ на белорусском языке.
В память о композиторе
  • В Минске именем Е. К. Тикоцкого названа улица в микрорайоне Зеленый луг.
  • На доме, в котором  жил композитор, на площади Победы, висит мемориальная доска.
  • Имя Е. К.  Тикоцкого присвоено музыкальной  школе в Бобруйске, где он работал до войны.

Предстоящие публикации о композиторе

  • Вскоре должна выйти статья Елены Петровны Сакович  в сборнике БГАМ по материалам XXI Научных чтений памяти Л. С. Мухаринской (проходили в апреле 2012 года).
  • Также готовится к печати ее статья в журнале «Роднае слова», где дается достаточно обширная и во многом новая информация о композиторе.

О белорусской советской музыке и ее значении

Елена Петровна Сакович: «Мы зачастую считаем белорусскую советскую музыку наследием коммунистического прошлого, пренебрегаем ею и почти что  от нее отказываемся. Современные исследователи мало интересуются белорусской музыкой советского периода,  их внимание сосредоточено   либо на  современной музыке, либо на музыке старинной.  Но  это несправедливо —   ведь там были настоящие  жемчужины, там были шедевры, пускай, возможно, и не такого уровня, как в русской советской  музыке. И даже если иногда музыка белорусских композиторов 20 века сегодня нам кажется анахронизмом,  это, тем не менее, наша музыкальная история,  она не должна умирать. Я призываю наших молодых музыкантов  и будущих музыковедов в дальнейшем не забывать об этом. Помните, что белорусская музыка 20 века очень и очень достойная по качеству и по профессионализму. Она достойна  звучания в концертах и ждет глубоких и доскональных  профессиональных исследований. Тема и персонаж нашей сегодняшней встречи – яркое тому подтверждение!»
Маргарита Мисюро, Александра Самарина
учащиеся 4 курса специальности «Музыковедение»