Логотип МГМКC 08 по 13 апреля 2013 года в учреждении образования «Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки» прошёл фестиваль педагогического мастерства (баян, аккордеон).

В рамках фестиваля состоялись:

  • концерты лауреатов Международных конкурсов и ведущих коллективов цикловых комиссий «Инструменты народного оркестра» (08.04), учащихся и выпускников класса преподавателя А.М.Гурова Гомельского музыкального колледжа им. Н.Ф. Соколовского (09.04), совместный концерт учащихся ДМШИ, ДМХШИ и сектора педагогической практики (13.04),
  • мастер-класс преподавателя-методиста учреждения образования «Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского» — А.М.Гурова (09.04),
  • I-ый конкурс открытых уроков среди учащихся-практикантов IV курса учреждения образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки» (10.04),
  • Открытые уроки преподавателей столичных школ искусств: ДМХШИ №1 – Андреевой Т.С. и ДМШИ №20 — Каменюк Т.И. (11.04),
  • Методическая лекция преподавателя учреждения образования «Минский государственный колледж им. М.И.Глинки» — Е.В.Тарас (12.04),
  • Творческая встреча с заслуженным деятелем искусств республики Беларусь, профессором учреждения образования «Белорусской государственной академия музыки» М.Г.Солоповым (11.04).

Открывая Фестиваль, заместитель директора по учебной работе учреждения «МГМК им. М.И.Глинки» магистр искусствоведения Алексей Иванович Снитко подчеркнул важность темы педагогического мастерства: «Минский государственный музыкальный колледж имени М.И.Глинки гордится не только замечательными выпускниками, которые стали знаменитыми исполнителями, но и  целой плеядой талантливых педагогов, окончивших наш колледж, которые перенимали в этих стенах фундаментальные принципы профессиональной исполнительской школы XX столетия, а в настоящее время успешно работают во всех звеньях системы музыкального образования Республики Беларусь и за рубежом. В настоящее время, когда стремительно меняются окружающие реалии, перед коллективом стоят задачи активного внедрения передовых педагогических технологий, интегрирующих как инновационные, так и традиционные методы обучения музыкальному искусству. Уверен, что Фестиваль педагогических идей внесет ценный вклад в решение поставленной задачи, расширит интеллектуальный кругозор учащихся и станет ярким событием в новейшей истории колледжа».

Тарас Екатерина Викторовна

Автор идеи и координатор фестиваля — преподаватель цикловой комиссии «Баян, аккордеон», магистр искусствоведения Екатерина Викторовна Тарас, представляя концепцию и цели Фестиваля, отметила: «Одной из задач совершенствования образования на этапе развития  современного общества является повышение качества образования. Но без внедрения инновационных технологий это невозможно. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, должен заявить о себе с целью повышения своей квалификации, мастерства и опыта своей работы». В своём выступлении Тарас Е.В. подчеркнула, что фестиваль станет стимулом профессиональному развитию и самоутверждению среди педагогов, будет способствовать решению задач, направленных на совершенствование педагогического мастерства, распространение передового опыта, расширение диапазона профессионального общения, выявление новаторских идей талантливых, творчески работающих педагогов.

 

ансамбль цимбалистов «Беларусачка»Открытие фестиваля было представлено прекрасным выступлением ансамблей цимбалистов «Беларусачка» (худ. рук. Л.П. Чистилина-Кулакова, концертмейстер М.Е. Непорожняя) и «Золотая струна» (худ. рук. Анна Полесова, концертмейстер – Ирина Лукьянова).

ансамбль «Золотая струна»Ансамбли являются лауреатами международных конкурсов, стипендиатами фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Цимбальный ансамбль «Золотая струна», созданный в 1974 году, на сегодняшний день стал одним из наиболее востребованных творческих коллективов, чьи выступления с восторгом воспринимает публика самого разного возраста. В 1990 году художественным руководителем ансамбля стала Полесова Анна Станиславовна, которая поставила творческие задачи по приобщению молодых музыкантов к концертной деятельности.  За девятнадцатилетний период истории коллектив приобрёл большую популярность как в профессиональных кругах, так и среди любителей музыки. Огромное эмоциональное воздействие творчества молодых музыкантов во время выступления  в первый день фестиваля  было обусловлено не только виртуозным владением инструментами, высочайшим профессиональным уровнем исполнения таких произведений как «Чёрная земля» Ф.Сэя, «Воспоминание о Греции» В.Малярова, «Ностальгия» В.Малых, «Цыганская фантазия» В.Малярова, но и огромной душевной теплотой, искренностью, которая просто покорила публику.

В концерте прозвучали сольные номера исполнителей – аккордеонистов, лауреатов международных конкурсов Копылович Юлии (класс преп. В.Н. Плиговки) и Козаченко Алины (класс преп. В.Л. Гурбо-Новика), ансамбль аккордеонистов Чиж Маргарита и Пупко Анастасия (класс преп. Буянова Н.С.). Баянное исполнительское искусство было представлено выступлением учащегося 2-го курса, лауреата городского конкурса «Весенняя россыпь» Иванец Артёма (класс преп. Отрадновой Т.В.).

Копылович ЮлияКозаченко АлинаЧиж Маргарита и Пупко АнастасияИванец Артём

Идея расширения профессионального общения, совершенствования педагогического мастерства  стала  основой  заключительного обращения к публике заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, заслуженного деятеля культуры БССР Михаила Григорьевича Солопова. Профессор кафедры «Баян-аккордеон» Белорусской государственной академии музыки М.Г. Солопов  отметил: «Прекрасно, что концерт баянистов и аккордеонистов  начали лучшие цимбалисты.

Они разные, но каждый имеет свой стиль исполнения. Лицо любого коллектива – это его репертуар. Меня особенно порадовала отточенность техники, приёмы жемчужной игры, когда каждая  «ноточка» – и по вертикали и по горизонтали прослушивается.  Вот с этого начинается профессионализм…Человек – явление социальное, общественное.  Нет такого понятия:  «для себя». Играть, петь – уже не для себя, а для общества. Когда мы вот таким образом относимся к искусству – это достойно и исполнения и восприятия слушателей. Не случайно говорят: для того, чтобы иметь хороших исполнителей, нужно иметь хороших слушателей. А они спонтанно не возникают. Они постепенно воспитываются. Если нет культуры слушателя, то самое высокое искусство может быть истолковано, интерпретировано в искажённом виде. Об этом должны заботиться все музыканты. Особая роль принадлежит учителю музыки, который организовывает встречи с музыкантами, тематические вечера и тем самым активизирует интерес к предмету «Музыка». В этом отношении идеалом был Д.Б.Кабалевский. Как музыкант-исполнитель, композитор, как великолепный лектор, прекрасный полемист,  он выступал всегда спокойно и эрудировано, считал, что выше искусства музыки — ничего нет.  Это не каждому дано. Вся методика Д.Б.Кабалевского   рассчитана не только на классную, но и на внеклассную работу». Солопов М.Г. привёл в сравнении проведение уроков музыки в школах  Германии и Беларуси.  С грустью обратил внимание на  проведение в начальной школе уроков музыки только один раз в неделю.

Александр Михайлович ГуровПроведение мастер-класса выпускника профессора М.Г.Солопова,  преподавателя-методиста учреждения «Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф.Соколовского» — А.М.Гурова  на тему «Развитие техники баяниста на материале упражнений» (09.04) расширило профессиональный кругозор преподавателей и  учащиеся учреждения «МГМК им. М.И. Глинки»  в области баянного исполнительства, методики преподавания предмета.

Имя Александра Михайловича Гурова широко известно не только в Республике Беларусь, но и за её пределами. Работая в Гомельском филиале кафедры Белорусской государственной академии музыки, Гомельском государственном колледже искусств им. Соколовского и специальной ДШИ при колледже, А.М.Гуров сумел воплотить свой богатый исполнительский, композиторский  опыт в учениках, которые более 50-ти раз становились лауреатами международных, республиканских и областных конкурсов.

Выпускник 1994 года Валентин Кириленко является солистом заслуженного коллектива Республики Беларусь ансамбля народной музыки «Беседа». Александр Михайлович – лауреат трёх Республиканских конкурсов методических и творческих работ за сольное исполнительство, награждён многочисленными грамотами и дипломами за высокое педагогическое мастерство, премиями специального фонда Президента Республики Беларусь за личный вклад в развитие способностей талантливой молодёжи. В своём выступлении  А.М.Гуров направил внимание слушателей на основные направления развития техники баяниста, в частности:

  • единство развития музыкального слуха, мышления, представления;
  • развитие представлений — аппликатурных, клавиатурных, структурных;
  • доскональный контроль со стороны преподавателя на начальном этапе обучения, направленный на соблюдение аппликатуры как залога успешного развития техники;
  •  развитие самостоятельного аппликатурного мышления;
  • формирование игровых движений;
  • последовательность  в закреплении физиологического положения руки во время преодоления клавиатурного пространства: а) движение как весовое дополнение, в котором принимают участие локоть и  предплечье; б) фиксация зоны статики – среднее физиологическое положение кисти; в) подготовка  к следующему движению  за счёт движения кисти вверх;
  • способ «рабочего»  легато (игра связно, но ударом);
  • формирование правильных постановочных навыков: «Основа техники баяниста – это координация игровых движений, всё основано на координации – ритмическая, штриховая координация между пальцами одной руки, координация между двумя руками» (А.М.Гуров);
  • использование метода слухового контроля для устранения технических недостатков;
  • неразделимость понятий «техника» и «звук».

А.М.Гуров познакомил присутствующих  с оригинальной системой упражнений для развития техники баяниста, которая даёт определённые результаты. При этом  Александр Михайлович обратил внимание на отсутствие в настоящее время учебных пособий, в которых была бы представлена система упражнений, позволяющая самостоятельно развивать технику баяниста. Система упражнений, по мнению автора, может быть представлена в следующей классификации:

  • гимнастические (быстрое выбрасывание кисти с выпрямлением пальцев – влияние на луче-запястный сустав; боковые движения кисти, круговые движения кисти, движение 1-го пальца в соприкосновении с 5-м; сгибание-разгибание кисти; массаж лучезапястного сустава);
  • технические, инструктивные (1-ый блок упражнений  развивает исполнительский аппарат, его гибкость, мышечную свободу: упражнения для укрепления фаланги пальцев, для развития кисти, слабых пальцев, на развитие 1-го пальца, координации, на растяжку пальцев, развитие гибкости. 2-ой блок упражнений связан с развитием элементов техники – технических навыков. Большая роль при этом отводится пальцевым репетициям, направленным на развитие силы пальцев, формирования их постановки, а также игре на различные аппликатурные сочетания: развитие всех пальцев, слабых пальцев, пальцевого удара, пальцевые трели, двойные ноты);
  • художественные (атака звука, снятие звука, отработка штрихов, филировка звука).

В своём выступлении А.М.Гуров  отметил: «Чтобы технично исполнить произведение на сцене —  надо владеть эстрадным самочувствием».   «Вы затронули тему эмоционального стресса перед выходом на сцену. Как вы сами с этим справляетесь и как ваши ученики? Что бы Вы посоветовали нашим учащимся?» — обратилась с вопросом к известному педагогу-методисту зам. директора по воспитательной и идеологической работе С.А.Борохова.

  • «вести дневник самонаблюдений: каждый концерт должен быть записан – где играли, что играли,
  •  свои ощущения на сцене, состояние руки»;
  • «использовать методы, которые помогали раньше, оптимизировали ученика»;
  • «самонастройка: настроить чувства, желание играть»;
  • «метод  отвлечения» (А.М.Гуров).

В продолжение мастер-класса А.М.Гурова, как подтверждение  оригинальности его методики, высокого уровня исполнительского мастерства состоялся концерт учащихся класса баяна и аккордеона этого замечательного педагога. Прозвучали пьесы в исполнении учащихся учреждение образования «Гомельский музыкальный колледж искусств им. Н.Ф.Соколовского»  — лауреатов международных конкурсов Новак Веры (2 курс) и Гапоненко Александра (3 курс), студентов БГАМ  — Дугановой Алеси (3 курс) и 17-кратного лауреата конкурсов Андрея Довженко (2 курс).

Новак ВераГапоненко АлександрДуганова АлесяАндрей Довженко

На высоком уровне прошёл I-ый конкурс открытых уроков среди учащихся-практикантов  IV курса учреждения  «МГМК им. М.И.Глинки» (10.04), который  способствовал совершенствованию профессионального мастерства учащихся, выявлению наиболее одарённых и перспективных учащихся-практикантов, пропаганде и развитию отечественной баянно-аккордеонной музыкальной культуры. Согласно условиям конкурса, время проведения открытого урока составило 15 минут.

По итогам конкурса, победители среди 9-ти учащихся – практикантов были награждены дипломами, а также получили звание «Лучший практикант года в номинации «Баян. Аккордеон», памятные призы.

жюри конкурсаВ жюри присутствовали: председатель  — С.М.Литвиненко, председатель цикловой комиссии «Практика», члены жюри – Т.С.Андреева, преподаватель 1-ой категории ДМХШ №1, Т.И.Каменюк —  преподаватель 1-ой категории ДМШИ №20, Е.В.Тарас – преподаватель МГМК, куратор практики.

  • Гран-при было присуждено Анисовичу А.Д. (педагог-консультант Запольская А.Н.),
  • Диплом I степени получила Пупко А.А. (педагог-консультант Буянов Н.С.),
  • Дипломы II степени разделили Булыко Е.С. (педагог-консультант Гурбо-Новик В.Л.) и Барташевич П. (педагог-консультант Запольская А.Н.),
  • Дипломы III cтепени  получили Чиж М.В. (педагог-консультант Тарас Н.В.) и Беницевич С. (педагог-консультант Запольская А.Н.)

Председатель жюри С.М.Литвиненко, выступая по итогам конкурса отметила, что уроки, показанные учащимися-практикантами были очень  разными как по тематике, так и по личностному отношению к работе, но технология уроков была выстроена методически грамотно. «Педагог учится всю свою жизнь, — подчеркнула Светлана Максимовна, — поэтому рейтинги будут разные. Это только начало вашей профессиональной подготовки».  Поздравляя победителя, обладателя  Гран-при учащегося IV курса Анисовича А.Д., подчеркнула: «У вас хорошая музыкально-педагогическая подготовка, начиная от контактности с вашим учеником и заканчивая результативностью проведённого урока. Для молодого человека такая одарённость в педагогическом деле – это не частое явление».

Опыт музыкально-педагогической деятельности был представлен в рамках открытых уроков преподавателей ДМХШИ №1 – Андреевой Т.С. и ДМШИ №20 — Каменюк Т.И. (11.04).

Андреева Т.С. представила публике урок баянного искусства на тему «Звукоизвлечение, интонирование в произведениях кантиленного характера на примере «Сладкая грёза» П.И.Чайковского» с учащимся 3-го класса Русаком Константином. Татьяна Станиславовна отметила: «Главная цель, к которой должен стремиться любой музыкант-исполнитель –  формировать представление вокального, выразительного интонирования на инструменте». В процессе урока преподаватель сумела решить ряд поставленных задач: овладение приёмами артикуляции звукоизвлечения, раскрытие творческих способностей учащегося, развитие музыкального слуха.

В рамках творческой встречи с заслуженным деятелем искусств республики Беларусь, профессором учреждения образования  «Белорусская государственная академия музыки» М.Г.Солоповым (11.04) состоялась презентация его книги «О музыке, о времени, о музыкантах…».

Продолжила выступление М.Г.Солопова его коллега, кандидат пед. наук, доцент, преподаватель в музыкальной педагогики и психологии БГАМ  Самусенко Алла Ивановна. Она отметила: «Выход книги М.Г.Солопова – это событие в жизни нашей музыкальной общественности и событие в сфере музыкальной, баянной педагогики. Уникальность этой книги, — подчеркнула Алла Ивановна, заключается в её авторстве, потому что книга «выросла» как результат очень богатого педагогического опыта». Михаил Григорьевич одинаково успешно поработал на всех ступенях музыкального образования: был одним из первых директоров сельской ДШИ, долгие годы работал в Брестском музыкальном училище, последние несколько десятков лет жизни и деятельности М.Г.Солопова связаны с учреждением «Белорусская государственная академия музыки». Как отметила Самусенко А.И., в книге широко представлена методика работы с начинающими музыкантами, показано применение в работе метода комплексного воспитания начинающего музыканта, получила развитие методика тембро-динамического слуха, раскрыты её этапы, показаны возможности оркестровки произведения, особенности работы над полифонией. «Развитие полифонического слуха связано с качеством мышления музыканта. И основа такой работы закладывается в ДШИ. Михаил Григорьевич показывает как можно, опираясь на элементарные возможности, начиная от канона и простейших элементов, постепенно подводить учащихся к более высоким уровням понимания и постижения полифонии» — уточнила в своём выступлении А.И.Самусенко. Презентуя книгу М.Г.Солопова, выступающие обратили внимание слушателей на персоналии, представленные в книге – тех замечательных композиторов и исполнителей, которые стояли у истоков музыкального образования в Беларуси: Г.И.Жихарева, И.И.Жиновича и др. Как подчеркнула А.И.Самусенко, портреты этих деятелей культуры «согреты личным чувством», так как Михаил Григорьевич знал своих коллег в течение многих десятилетий.

Методическая лекция преподавателя учреждения «МГМК им. М.И.Глинки» Е.В.ТарасМетодическая лекция преподавателя учреждения «МГМК им. М.И.Глинки» Е.В.Тарас (12.04) на тему «Проблема взаимодействия туше и меховедения в современной баянной теории сквозь призму индивидуально-исполнительского стиля баяниста» собрала немало любителей баянного искусства – преподавателей и учащихся старших курсов. В своём выступлении Екатерина Викторовна обратила внимание на различные научно-методические подходы в рассмотрении средств звукоизвлечения на баяне, представила развитие баянной теории в её хронологической последовательности,  указала на отрицательные стороны, проблемы, существующие  в современной теории баянного искусства и в тоже время подчеркнула важность развития индивидуально-исполнительского стиля баяниста в опоре на взаимодействие «пальцевой» и «меховой артикуляции», равнозначности этих компонентов в технологии звукоизвлечения, достижения художественной выразительности в исполнительской практике.

закрытие фестиваляЗакрытие фестиваля педагогического мастерства  было отмечено награждением победителей I-го конкурса открытых уроков учащихся-практикантов 4-го курса, совместным концертом учащихся ДМШИ, ДМХШИ и сектора педагогической практики учреждения «МГМК им. М.И.Глинки».  Как подчеркнула организатор фестиваля Е.В.Тарас, «фестиваль объединил не только  три звена музыкального образования, но и обогатил исполнительские, педагогические традиции учреждения «МГМК им. М.И.Глинки» .

Характер фестиваля  с новой стороны открыл детское исполнительское творчество учащихся из восьми ДМШИ и ДМХШИ, гимназии-колледжа при БГАМ.  Ребята с огромным вниманием и интересом слушали выступления друг друга.

В заключении работы фестиваля, М.Г. Солопов назвал наилучшим выступление учащегося ДМШИ №17 – Петух Романа (кл. преп. Пожарицкой Л.В.),  как прекрасный образец исполнительского мастерства для всех присутствующих педагогов.

В дополнение к вопросу воспитания слушателя М.Г.Солопов отметил необходимость проведения в жизнь тех направлений учебно-методической работы, которые были заложены композитором Д.Б.Кабалевским в области массового музыкального воспитания.  В частности, развивать исполнительские навыки учащихся-практикантов  направления специальности «Академический хор»,  «Народный хор» в роли аккомпаниатора; приглашать на уроки музыки преподавателей специальных дисциплин – хорового дирижирования, фортепиано, баяна, теории музыки в целях формирования интегративной культуры будущих учителей музыки;  воплощая теорию в практику массового музыкального воспитания – стремиться к организации продуманной системы в обучении; расширять спектр внеклассной работы по организации встреч  младших  школьников с известными музыкантами и исполнителями

Таким образом, фестиваль педагогического общения в музыкальном образовании  4-х поколений у истоков которых стоял профессор – М.Г.Солопов,  повысил стремление молодых, заинтересованных педагогов к высокому мастерству музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, создал основу для проведения творческих встреч не только внутриколледжного уровня, но и республиканского, который привлечёт талантливых личностей, педагогов-новаторов, способных поднять на новый уровень баянно — аккордеонное искусство, расширит возможности формирования  художественного  и педагогического мышления  педагогов нового поколения.

Преподаватель Кардашова Н.А.