Холопов Ю.Н.7 мая 2013 в  проекте “Творцы музыкальной эпохи ХХ-ХХI веков: композиторы, интерпретаторы, исследователи…“ состоялись музыковедческие чтения, посвященные  памяти выдающегося русского ученого-музыковеда Ю.Н. Холопова (1932 — 2003). В текущем учебном году соседствуют сразу две памятные даты – 80 лет со дня рождения и 10 лет со дня смерти ученого, широко отмечаемые музыковедческим сообществом. 

Юрий Николаевич Холопов – фигура уникальная не только для отечественной музыкальной науки XX века, но и для мировой. Это известный русский ученый – музыковед, автор фундаментальных работ в области теории музыки, создатель новаторского учения о гармонии, неутомимый исследователь музыки XX века. Его творческое наследие огромно, оно в значительной степени еще ждет своей публикации и должного осмысления. В то же время Ю. Н. Холопов был блестящим педагогом и запоминающейся личностью. Среди его учеников — кандидаты и доктора наук, работающие в разных областях музыковедения и музыкальной педагогики. Благодаря их усилиям  и в настоящее время продолжают публиковаться труды Ю. Н. Холопова, по разным причинам не изданные при жизни ученого. 

В Холоповских чтениях  приняли участие учащиеся и преподаватели отделения «Музыковедение». Доклады и презентации были посвящены различным аспектам холоповской теории музыки и направлены на возможность их применения в современном образовательном процессе.

Доклад Е. В. КоледыПрезентация Д. ГайдученокПрограмма чтений состояла из трех блоков, посвященных разным сторонам исследовательской и педагогической деятельности Ю. Н. Холопова. Открыла программу презентация Д. Гайдученок, в которой были представлены основные вехи жизненного пути, научное наследие и научная школа  Ю. Н.  Холопова.Исследованиям Холопова по проблемам музыкальной формы и возможностям их   освоения в учебных курсах был посвящен доклад Е. В. Коледы. Также в первом блоке прозвучали доклады учащихся, выполненные в курсе анализа музыкальных произведений (класс Е. В. Коледы):  «Метрический период как основа классических форм» М. Соболевской, «Форма рондо в классификационной системе Ю. Н. Холопова»  М. Мисюро,  «Ю. Холопов о музыкальных формах П. И. Чайковского» А. Семеновой.

Доклад М. МисюрыВо втором блоке музыковедческих  чтений были представлены доклады,    связанные с проблемами гармонического анализа. Это доклады  А. Арутюнян  «Гармония баховской фуги на примере анализа  фуги ми бемоль мажор из  2 тома ХТК»  и   М. Барбарич «Хроматическая ладовая система на примере анализа Мимолетности №  10    С. С. Прокофьева», выполненные в классе гармонии И. Н. Казанцевой. Выступления участников опирались на очерки из «Гармонического анализа»  Ю. Н. Холопова.

Доклад М. Барбарич

Третий блок чтений был посвящен проблемам гармонии. Доклады В. Козыревой «Теория тональности в работе Ю. Н. Холопова «Современные черты гармонии Прокофьева» (руководитель Т. В. Сущеня)  и доклад  Т. В. Сущени «Система обозначений тональных функций в трудах Ю. Н. Холопова» продемонстрировали возможности применения холоповской теории гармонии в практике  учебных курсов гармонии.

Доклады и презентации сопровождались музыкальными иллюстрациями. В исполнении учащихся-музыковедов Анны Арутюнян и Елизаветы Лобан прозвучали произведения И. С. Баха и С. С. Прокофьева.  Особенно взволновала всех присутствующих  проникновенно исполненная Валерией Пожарицкой и Светланой Кудиной пьеса «Размышление» П. И. Чайковского.

Воспоминания Т. В. СущениСвоими  воспоминаниями о Ю.Н. Холопове  поделились преподаватели колледжа Е. В. Коледа, Т. В.Сущеня  и И. Н. Казанцева. Были зачитаны воспоминания    выпускницы класса Ю.Н. Холопова по Московской консерватории  О. В. Кулигиной, ныне живущей и работающей в Рязани, на родине ученого.  Также участникам чтений  была предоставлена уникальная возможность прослушать фрагмент аудиозаписи  выступления Ю.Н. Холопова  на конференции в Московской консерватории в апреле 2003 года. Последний  доклад Юрия Николаевича  был   посвящен проблемам гармонии в музыке ХХ века.

Во время чтений на сцене Малого зала была представлена экспозиция работ Ю. Н. Холопова из фондов библиотеки колледжа и личных собраний преподавателей. Кроме ставших уже классическими книг и учебников – таких как «Современные черты гармонии  Прокофьева», «Очерки современной гармонии»,  «Задания по гармонии»,  «Гармония. Теоретический курс», «Гармония. Практический курс», внимание привлекли недавно вышедшие из печати  «Введение в музыкальную форму», «Музыкальные  формы классической традиции», третий выпуск «Гармонического анализа».

Участники Холоповских чтений -2013

Завершились Холоповские чтения просмотром фильма  «Гармония, длиною в жизнь», снятого в Рязани, на родине ученого, уже после его смерти,  в 2004 году.

Первый в истории колледжа опыт музыковедческих чтений показал плодотворность и привлекательность такого вида научно-практической деятельности для углубленного и творческого освоения актуальных проблем современного образовательного процесса. Надеемся, что в будущем этот жанр силами наших преподавателей и учащихся станет традиционным для колледжа.