logo700pxС 24 по 30 марта в Минском музыкальном колледже имени М.И.Глинки прошла неделя цикловой комиссии “Музыковедение”. В разнообразных по жанрам и формам представленных мероприятиях нашли свое воплощение  яркие и оригинальные  творческие идеи, отражающие аспекты преподавания музыкально-теоретических дисциплин и использования методов и  приемов, направленных на повышение результативности, а также  уровня заинтересованности и мотивации  учащихся в  процессе обучения.

24 марта в рамках авторского проекта преподавателя  Е.В. Коледы «Творцы музыкальной эпохи: ХХ – ХХI…» прошла апробация дипломных работ выпускниц БГАМ 2014 года  Веры Михалевич «Основы хорового сольфеджио» (научный руководитель — М.Е. Пороховниченко) и Анастасии Коноваловой «Творчество Дьердя Лигети» (научный руководитель — А.А. Тихомирова).

фото 1Тема представленной  дипломной работы В. Михалевич, освещающей особенности адаптированного для определенной  специальности курса сольфеджио, явилась  определенно востребованной: целью апробации было знакомство преподавателей, а также ведущих практику по данной учебной дисциплине учащихся старших курсов,  с новыми формами работы над хоровым сольфеджио.  Выступление сопровождалось  наглядной  практической демонстрацией  различных приемов преподавания. Благодаря группе 3 курса ОССИ, которая на время перенесла аудиторию в атмосферу урока сольфеджио, публика имела возможность  убедиться в актуальности  новых методов и форм работы и  степени их применения в своей педагогической деятельности .

фото 3В выступлении А. Коноваловой (выпускницы специальности «Музыковедение» МГМК 2009 года) о творчестве венгерского композитора-авангардиста было представлено много ценной и редкой информации; были также продемонстрированы  разнообразные видеоматериалы. Это дало импульс к еще большему интересу к представленной в апробации тематике и  у гостей мероприятия,  преподавателей колледжа, и  у учащихся четвертого курса, изучающих творчество композитора в факультативном курсе «Музыка ХХ века».

25 марта в рамках авторского проекта Е.П. Сакович «Белорусская музыкальная культура: эпоха в лицах» состоялась премьера старинной белорусской комической «школьной» оперы XVIII века «Аполлон-законодатель, или Реформированный Парнас»На сегодняшний день она является единственным образцом школьной оперы, позволяющим судить об уровне образования и творческого мастерства педагогов и учащихся того времени. Созданная преподавателями иезуитской коллегии д.Забеллы (Витебская область) Рафаилом Вардоцким и Михаилом Тетерским и впервые поставленная в 1789 году, опера на долгое время была предана забвению. фото 4Лишь в 1992 г. она была реставрирована и поставлена на большой оперной сцене в оркестровой редакции Д.Смольского. Однако сценическая жизнь камерной школьной оперы была недолгой. Постановка «Аполлона-законодателя» на сцене колледжа стала воплощением давнего творческого замысла преподаватель Е.П. Сакович, которая явилась идейным вдохновителем постановки, автором сценария и переложения для фортепиано партитуры оперы. Соавтором постановки выступила преподаватель Т.В.Сущеня, которая совместно с учащимися 3-го курса ОССИ (Лукашевич А., Гончаренко О., Барбаш М., Прохорова О., Шумская В., Петрович А., Остапец Е., Василевская И., Козак А., Жуковская А. (3 ОСИ), Демидович А. (4 ОДУИ)) с воодушевлением восприняла идею, провела большую подготовительную работу в качестве постановщика, педагога и аккомпаниатора, и с большим успехом реализовала ее на сцене. Обилие юмора, прекрасные костюмы и реквизит, сделанные руками учащихся, оригинальное оформление сцены, и, конечно, непосредственность актерской игры превратили эту постановку в незабываемое праздничное событие как для актеров, так и для публики.

27 марта был представлен открытый урок-практикум  «Музыкальная критика в лицах: три экзерсиса на заданную тему» преподавателя  В.Г.Бычковской  с учащимися 3 и 4 курсов отделения «Музыковедение» по дисциплине «Основы музыкальной критики» (вмероприятии приняли участие: учащиеся специальности «Музыковедение» Д. Гайдученок, Е. Галка, Е. Андреева, В. Козырева, М. Соболевская, а также учащиеся специальности «Пение» класса преподавателя О.А.Косаревой  Ю. Островская  и К.Чернявая, концертмейстеры М.М. Полоневич, Т.В. Таргонская).Данный урок-практикум был составлен из трех тематических «блоков», каждый из которых демонстрировал результаты, поставленные  определенными целями обучающего процесса и воплощенными в конкретных умениях и навыках учащихся. Заявленные «Три экзерсиса на заданную тему» отражали три мгновения времени, разделенные столетиями (первая половина 19 века, начало 20 и современные  дни 21века); три автора от музыкальной критики предстали перед публикой  во всем многообразии ярких, порой категоричных и непосредственных суждений  о великих музыкантах прошлого, о современниках, к которым они благосклонны и наоборот, о ее Величестве Музыке, и, конечно, о себе и  о своих рецептах успеха.

фото 5На  первом и втором  этапах урока-практикума (экзерсисы №1и2)  иллюстрировалось знание индивидуально-авторской позиции критиков, а также владение их литературной манерой изложения в  театрализованной форме; авторами сценариев  этого « действа» являлись сами  учащиеся. Роберт Шуман воплотился в персоналиях пылкого Флорестана и мечтательного Эвсебия; Клод Дебюсси – в образах саркастичного господина Кроша и самого композитора. Третий блок-экзерсис урока-практикума представлял опыт самостоятельной рецензии, в которой учащиеся продемонстрировали навыки  наблюдения над звуковой материей, владения профессиональной терминологией и  использования литературно-экспрессивной лексической основы в  музыкально-критическом тексте.  Объектом рецензирования стало новое сочинение молодого белорусского композитора С.Бадалова «Сны» (создано в феврале 2013 года). Прослушивание музыкального сочинения и комментариев к нему сопровождалось  ассоциативным данной музыке рядом художественных изображений.  Жанр экзерсиса №3 был обозначен как « визуально-звуковые аллюзии».

фото 6Запланированное на 27 и 28 марта участие в научно-творческой конференции в РМК при БГАМ «Музыка ХХ века: взгляд молодых» было перенесено организаторами на 2 и 3 апреля со0тветственно. Учащияся специальности музыковедение (Гайдученок Д.4 М) и выпускница специальности 2013 года (Мисюро М.) успешно приняли участие в конференции. Доклады создавались под руководством преподавателя Е.В. Коледы.  Данное мероприятие было включено в программу недели цикловых комиссий для профессиональной ориентации учащихся старших курсов и возможности  выхода на новый качественный уровень в лекторской практике. На конференции присутствовали и учащиеся 3 и 4 курсов специальности «Музыковедение» и преподаватели колледжа.

фото 728 марта состоялся мастер-класс  преподавателя Л.Е Коваленок «Актуальные проблемы преподавания сольфеджио в ДМШИ» (ответственные  за организацию мероприятия преподаватели  Л.Е. Коваленок и И.Н. Казанцева). Мастер-класс был ориентирован на молодых специалистов, выпускников МГМК: на нем было продемонстрировано большое количество направленных на практику форм работы, участникам были предложены раздаточные материалы по темам курса сольфеджио. На мероприятии присутствовали преподаватели колледжа и преподаватели ДШИ, которые высказали пожелание продолжать сотрудничество в этом направлении.

фото 830 марта прошла интеллектуальная игра-презентация  «Профессия музыковед» (ответственная  за организацию мероприятия преподаватель  Т.В. Сущеня). Насыщенная программа этого дня выходила за рамки привычного «академического формата» и  была абсолютным «эксклюзивом». Тематика встречи избиралась с целью привлечения внимания абитуриентов к специальности  «музыковедение», ее многогранности и широкому спектру направлений самореализации в этой профессии. В игре активное участие приняли учащиеся 3 и 4 курса отделения “Музыковедение”: Е. Галка, Е. Андреева, Д. Гайдученок, М. Соболевская, В. Козырева, А. Нестерович. Сформировав  команду, музыковеды составили достойную конкуренцию для сидящих в малом зале абитуриентов, педагогов, однокурсников, выпускников колледжа.  В качестве постановочной концепции был выбран  иллюстративный максимализм. Весьма неожиданные и интригующие изысканные задания для команд сопровождались всевозможными репродукциями, фотографиями «с подтекстом», аудио и видеорядами. Участникам  (да и зрителям-болельщикам) с их помощью было необходимо и разгадать ребус, и выстроить изображения в логической последовательности, и  опознать фрагменты классических музыкальных произведений в видеорядах из различных фильмов и даже мультфильмов. Оригинальностью идеи и ее воплощения отличалась  любая деталь заданий  Прекрасным дополнением к основной программе мероприятия были музыкальные интермедии. С большим воодушевлением публика встретила удивительно яркие сочинения музыковедов-композиторов 2 и 3 курса в разнообразных жанрах: струнный квартет, хор, фортепианные программные (портретные зарисовки персонажей из сказок) сочинения.

фото 9В завершение недели ЦК “Музыковедение” 31 марта прошла интерактивная игра «По следам В.А. Моцарта» (ответственная за организацию мероприятия преподаватель Белють О.Ч.) в виде соревнования двух музыкальных команд учащихся. В данной игре были задействованы различные инновационные методы активного обучения: собственно игровые, метод творческих проектов (создание учащимися фантазий-попурри на темы из сочинений Моцарта), командная работа как вариант обучения в сотрудничестве, метод интеграции (с дисциплинами «Сольфеджио» и «Элементарная теория музыки»). Проведение игры сопровождалось показом слайдов презентации. В мероприятии активное участие принимали учащиеся 1 курса специальности “Фортепиано”.

Материал подготовила учащаяся 3 курса отделения «Музыковедение» Екатерина Галка.