С 24 по 30 марта в Минском музыкальном колледже имени М.И.Глинки прошла неделя цикловой комиссии “Музыковедение”. В разнообразных по жанрам и формам представленных мероприятиях нашли свое воплощение яркие и оригинальные творческие идеи, отражающие аспекты преподавания музыкально-теоретических дисциплин и использования методов и приемов, направленных на повышение результативности, а также уровня заинтересованности и мотивации учащихся в процессе обучения.
24 марта в рамках авторского проекта преподавателя Е.В. Коледы «Творцы музыкальной эпохи: ХХ – ХХI…» прошла апробация дипломных работ выпускниц БГАМ 2014 года Веры Михалевич «Основы хорового сольфеджио» (научный руководитель — М.Е. Пороховниченко) и Анастасии Коноваловой «Творчество Дьердя Лигети» (научный руководитель — А.А. Тихомирова).
Тема представленной дипломной работы В. Михалевич, освещающей особенности адаптированного для определенной специальности курса сольфеджио, явилась определенно востребованной: целью апробации было знакомство преподавателей, а также ведущих практику по данной учебной дисциплине учащихся старших курсов, с новыми формами работы над хоровым сольфеджио. Выступление сопровождалось наглядной практической демонстрацией различных приемов преподавания. Благодаря группе 3 курса ОССИ, которая на время перенесла аудиторию в атмосферу урока сольфеджио, публика имела возможность убедиться в актуальности новых методов и форм работы и степени их применения в своей педагогической деятельности .
В выступлении А. Коноваловой (выпускницы специальности «Музыковедение» МГМК 2009 года) о творчестве венгерского композитора-авангардиста было представлено много ценной и редкой информации; были также продемонстрированы разнообразные видеоматериалы. Это дало импульс к еще большему интересу к представленной в апробации тематике и у гостей мероприятия, преподавателей колледжа, и у учащихся четвертого курса, изучающих творчество композитора в факультативном курсе «Музыка ХХ века».
25 марта в рамках авторского проекта Е.П. Сакович «Белорусская музыкальная культура: эпоха в лицах» состоялась премьера старинной белорусской комической «школьной» оперы XVIII века «Аполлон-законодатель, или Реформированный Парнас». На сегодняшний день она является единственным образцом школьной оперы, позволяющим судить об уровне образования и творческого мастерства педагогов и учащихся того времени. Созданная преподавателями иезуитской коллегии д.Забеллы (Витебская область) Рафаилом Вардоцким и Михаилом Тетерским и впервые поставленная в 1789 году, опера на долгое время была предана забвению. Лишь в 1992 г. она была реставрирована и поставлена на большой оперной сцене в оркестровой редакции Д.Смольского. Однако сценическая жизнь камерной школьной оперы была недолгой. Постановка «Аполлона-законодателя» на сцене колледжа стала воплощением давнего творческого замысла преподаватель Е.П. Сакович, которая явилась идейным вдохновителем постановки, автором сценария и переложения для фортепиано партитуры оперы. Соавтором постановки выступила преподаватель Т.В.Сущеня, которая совместно с учащимися 3-го курса ОССИ (Лукашевич А., Гончаренко О., Барбаш М., Прохорова О., Шумская В., Петрович А., Остапец Е., Василевская И., Козак А., Жуковская А. (3 ОСИ), Демидович А. (4 ОДУИ)) с воодушевлением восприняла идею, провела большую подготовительную работу в качестве постановщика, педагога и аккомпаниатора, и с большим успехом реализовала ее на сцене. Обилие юмора, прекрасные костюмы и реквизит, сделанные руками учащихся, оригинальное оформление сцены, и, конечно, непосредственность актерской игры превратили эту постановку в незабываемое праздничное событие как для актеров, так и для публики.
27 марта был представлен открытый урок-практикум «Музыкальная критика в лицах: три экзерсиса на заданную тему» преподавателя В.Г.Бычковской с учащимися 3 и 4 курсов отделения «Музыковедение» по дисциплине «Основы музыкальной критики» (вмероприятии приняли участие: учащиеся специальности «Музыковедение» Д. Гайдученок, Е. Галка, Е. Андреева, В. Козырева, М. Соболевская, а также учащиеся специальности «Пение» класса преподавателя О.А.Косаревой Ю. Островская и К.Чернявая, концертмейстеры М.М. Полоневич, Т.В. Таргонская).Данный урок-практикум был составлен из трех тематических «блоков», каждый из которых демонстрировал результаты, поставленные определенными целями обучающего процесса и воплощенными в конкретных умениях и навыках учащихся. Заявленные «Три экзерсиса на заданную тему» отражали три мгновения времени, разделенные столетиями (первая половина 19 века, начало 20 и современные дни 21века); три автора от музыкальной критики предстали перед публикой во всем многообразии ярких, порой категоричных и непосредственных суждений о великих музыкантах прошлого, о современниках, к которым они благосклонны и наоборот, о ее Величестве Музыке, и, конечно, о себе и о своих рецептах успеха.
На первом и втором этапах урока-практикума (экзерсисы №1и2) иллюстрировалось знание индивидуально-авторской позиции критиков, а также владение их литературной манерой изложения в театрализованной форме; авторами сценариев этого « действа» являлись сами учащиеся. Роберт Шуман воплотился в персоналиях пылкого Флорестана и мечтательного Эвсебия; Клод Дебюсси – в образах саркастичного господина Кроша и самого композитора. Третий блок-экзерсис урока-практикума представлял опыт самостоятельной рецензии, в которой учащиеся продемонстрировали навыки наблюдения над звуковой материей, владения профессиональной терминологией и использования литературно-экспрессивной лексической основы в музыкально-критическом тексте. Объектом рецензирования стало новое сочинение молодого белорусского композитора С.Бадалова «Сны» (создано в феврале 2013 года). Прослушивание музыкального сочинения и комментариев к нему сопровождалось ассоциативным данной музыке рядом художественных изображений. Жанр экзерсиса №3 был обозначен как « визуально-звуковые аллюзии».
Запланированное на 27 и 28 марта участие в научно-творческой конференции в РМК при БГАМ «Музыка ХХ века: взгляд молодых» было перенесено организаторами на 2 и 3 апреля со0тветственно. Учащияся специальности музыковедение (Гайдученок Д.4 М) и выпускница специальности 2013 года (Мисюро М.) успешно приняли участие в конференции. Доклады создавались под руководством преподавателя Е.В. Коледы. Данное мероприятие было включено в программу недели цикловых комиссий для профессиональной ориентации учащихся старших курсов и возможности выхода на новый качественный уровень в лекторской практике. На конференции присутствовали и учащиеся 3 и 4 курсов специальности «Музыковедение» и преподаватели колледжа.
28 марта состоялся мастер-класс преподавателя Л.Е Коваленок «Актуальные проблемы преподавания сольфеджио в ДМШИ» (ответственные за организацию мероприятия преподаватели Л.Е. Коваленок и И.Н. Казанцева). Мастер-класс был ориентирован на молодых специалистов, выпускников МГМК: на нем было продемонстрировано большое количество направленных на практику форм работы, участникам были предложены раздаточные материалы по темам курса сольфеджио. На мероприятии присутствовали преподаватели колледжа и преподаватели ДШИ, которые высказали пожелание продолжать сотрудничество в этом направлении.
30 марта прошла интеллектуальная игра-презентация «Профессия музыковед» (ответственная за организацию мероприятия преподаватель Т.В. Сущеня). Насыщенная программа этого дня выходила за рамки привычного «академического формата» и была абсолютным «эксклюзивом». Тематика встречи избиралась с целью привлечения внимания абитуриентов к специальности «музыковедение», ее многогранности и широкому спектру направлений самореализации в этой профессии. В игре активное участие приняли учащиеся 3 и 4 курса отделения “Музыковедение”: Е. Галка, Е. Андреева, Д. Гайдученок, М. Соболевская, В. Козырева, А. Нестерович. Сформировав команду, музыковеды составили достойную конкуренцию для сидящих в малом зале абитуриентов, педагогов, однокурсников, выпускников колледжа. В качестве постановочной концепции был выбран иллюстративный максимализм. Весьма неожиданные и интригующие изысканные задания для команд сопровождались всевозможными репродукциями, фотографиями «с подтекстом», аудио и видеорядами. Участникам (да и зрителям-болельщикам) с их помощью было необходимо и разгадать ребус, и выстроить изображения в логической последовательности, и опознать фрагменты классических музыкальных произведений в видеорядах из различных фильмов и даже мультфильмов. Оригинальностью идеи и ее воплощения отличалась любая деталь заданий Прекрасным дополнением к основной программе мероприятия были музыкальные интермедии. С большим воодушевлением публика встретила удивительно яркие сочинения музыковедов-композиторов 2 и 3 курса в разнообразных жанрах: струнный квартет, хор, фортепианные программные (портретные зарисовки персонажей из сказок) сочинения.
В завершение недели ЦК “Музыковедение” 31 марта прошла интерактивная игра «По следам В.А. Моцарта» (ответственная за организацию мероприятия преподаватель Белють О.Ч.) в виде соревнования двух музыкальных команд учащихся. В данной игре были задействованы различные инновационные методы активного обучения: собственно игровые, метод творческих проектов (создание учащимися фантазий-попурри на темы из сочинений Моцарта), командная работа как вариант обучения в сотрудничестве, метод интеграции (с дисциплинами «Сольфеджио» и «Элементарная теория музыки»). Проведение игры сопровождалось показом слайдов презентации. В мероприятии активное участие принимали учащиеся 1 курса специальности “Фортепиано”.
Материал подготовила учащаяся 3 курса отделения «Музыковедение» Екатерина Галка.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.