фото12 декабря 2015 года в Минском государственном музыкальном колледже имени М.И. Глинки в рамках проекта «Великие имена и памятные даты музыкальной истории» цикловой комиссии «Музыковедение» был проведён «День Чайковского», посвящённый 175-летию со дня рождения великого композитора.

Данное мероприятие было подготовлено преподавателями цикловой комиссии «Музыковедение», организатором и вдохновителем являлась преподаватель Е.В.Коледа.

Не может жизнь утратить смысл высокий,
Сомкнув за нами круг дневных забот,
Пока звучат нам пушкинские строки
И музыка Чайковского поёт. (Н. Рыленков)

Музыка П.И. Чайковского была популярна во все времена, не теряет она своей актуальности и сегодня. Произведения композитора можно услышать повсюду: и в концерт-холлах мирового масштаба, и в любительских музыкальных кружках-студиях, и на репетициях начинающих исполнителей в детских музыкальных школах, и на открытых городских площадках, объединяющих как профессиональную публику, так и просто преданных поклонников изысканного звукового искусства. Не стал исключением концертный зал и нашего учебного заведения.

фото2Первым этапом праздничного «Дня Чайковского» стала научно-практическая конференция «Чайковский, Танеев, Скрябин: фигуры, творчество, контекст», посвящённая проблематике стиля композиторов и специфике их творческого процесса; также получила претворение тематика «личности в контексте эпохи» и авторско-индивидуальный подход к интерпретационному прочтению музыкальных произведений.

В конференции принимали участие не только учащиеся нашего колледжа, но и приглашённые гости из Республиканской музыкальной гимназии-колледжа при БГАМ.

«Чайковский сегодня – один из самых любимых композиторов во всём мире; вслед за заветом М.И.Глинки, он писал музыку «равнодокладную и знатокам и широкой публике». Но у каждого музыканта, конечно, свой фото3Чайковский…»,- отметила во вступительном слове к началу мероприятия ведущая Е.В.Коледа. Настроиться на профессиональный «обмен мнениями» зрителям и участникам конференции помог струнный квартет (П. Свентецкая, Д. Матовицкая, Е. Маценко, С. Ольшевский), исполнивший трогательные «Утреннюю молитву» и «Польку» из «Детского альбома.

фото5Начало конференции ознаменовали доклады, посвященные вопросам исследования творчества П.И. Чайковского. Первым был доклад Е. Лобан (учащейся 4 курса специальности «Музыковедение») «Теория и практика музыкальных форм в произведениях П.И. Чайковского», в котором рассматривалась проблематика прочтения формы-структуры с позиций современной композитору систематики и классификации, опирающейся на классическую немецкую теорию форм, в частности, работу А.Б. Маркса «Учение о музыкальной композиции».

фото6Иллюстрацией претворения композитором в вокальной музыке изящной формы «рондель» стал замечательный романс «Чаровница» в исполнении Марии Булда. Чуткий к вокальным интонациям аккомпанемент принадлежал Яне Колесникович, учащейся 4 курса специальности «Фортепиано».

М. Лобович (4М) в докладе «Полифония Чайковского» анализировала творчество Петра Ильича с точки зрения использования композитором полифонических приёмов и их воздействия на характер и образное содержание произведений.
Миру музыкальной драматургии Чайковского, ее интерпретации в современных прочтениях были посвящены доклады фото7А.Линкевич (3М), осветившей специфику новых сценических редакций балета «Лебединое озеро», а также гостей нашего «Дня Чайковского» из РМГК при БГАМ: У.Сочнева (2М) в своём сообщении «Музыкальный театр Чайковского в зеркале современной режиссуры» затрагивала специфику интерпретации оперы «Евгений Онегин» в авторском решении режиссёра Дмитрия Чернякова (постановки 2006 года в театрах Москвы и Санкт-Петербурга).

Кроме докладов учащихся отделения «Музыковедение», на данной конференции были озвучены и работы учащихся 4 курса специальности «Академический хор» А. Шилец и М. Булда, осветивших особенности хоровой музыки в наследии П.И. Чайковского. фото9

Этот год стал памятным и для двух других творцов, ознаменовав столетие со дня смерти А.Н. Скрябина и С.И. Танеева. Они также принадлежат к «московской композиторской школе»; кроме того, С. Танеев был учеником Петра Ильича, а А.Скрябин, в свою очередь, занимался уже в классе у Танеева. Несколько докладов были фото10посвящены их творчеству.

В докладе М. Здоронок(4М) была представлена яркая и незаурядная личность С.И. Танеева в воспоминаниях современников: для многих он был непререкаемым авторитетом в профессиональном и нравственном отношении, человеком высоких моральных качеств и устоев. «Композитор — мастер, образованнейший музыкант своего времени, человек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной Москвы… Для всех нас, его знавших и к нему стучавшихся, это был высший судья…»,- писал о нём Рахманинов.

фото11Актуальным тенденциям искусства конца 19 — начала 20 веков, в частности, преломлению эстетики символизма в живописи, был посвящён доклад Е. Соколовой (3М), в котором затрагивались основные принципы данного направления, отражение их в творческом подходе художников разных национальных школ. Рассматривались мистические полотна М.Врубеля, загадочные работы М. Чюрлёниса, акварельно-прозрачные картины В. Борисова-Мусатова, меланхолически-приглушенные пейзажи Ф. Рущица…фото12

Следует отметить, что М. Чюрлёнис являлся не только художником – символистом, но и композитором. Как музыкальная иллюстрация прозвучал его лирически-проникновенный «Ноктюрн» до-диез минор в исполнении учащейся 4 курса отделения «Фортепиано» Александры Голубцовой.

Теургия, идея соборности, тенденции к синтезу искусств, синопсия, авторская философская концепция мира… Претворению данных явлений на примере сочинений позднего периода творчества «Поэма огня» и незаконченного «Предварительного действа» был посвящен доклад А.Тумащеник (4М) «Мистериальные идеи в творчестве А.Скрябина».

В завершении конференции учащиеся 4 курса отделения «Музыковедение» М. Здоронок и В.Полуян представили эволюцию гармонического стиля А.Скрябина и последующие тенденции развития музыкального языка в 20 веке.
фото13Музыкальным послесловием мероприятия стало исполнение Александром Коноваловым (4АХ) «Этюда» до-диез минор, ор.2 №1 А.Н. Скрябина.

Заключительным этапом конференции была дискуссия участников и всех присутствовавших, на которой обсуждались вопросы современной интерпретации произведений П.И. Чайковского и актуальности его сочинений в наши дни.

Вторым этапом праздничного «Дня Чайковского» стал праздничный концерт, посвящённый юбилею великого русского гения. Программу концерта составили не только музыкальные произведения: прозвучали и поэтические посвящения великому Искусству Музыки и вдохновляющим поэтов ярким композиторам – её творцам. Ведущей вечера выступила учащаяся 4 курса специальности «Музыковедение» Мария Лобович.

фото14Большинство номеров концерта составили произведения П.И. Чайковского, в которых были отражены различные грани творчества композитора: народно-песенное начало, глубокая созерцательность, экстатическая страстная лирика, элегические настроения, волшебный дух сказки.

Начало ознаменовало проникновенное звучание сочинения «Без поры да без времени» на стихи Н. Цыганова, которое было представлено женским хором «Концертино» под руководством Алексея Снитко (партия фортепиано-Екатерина Гузеева). Этим же коллективом была исполнена чарующе-баркарольная «Ночь» П. Г. Чеснокова.

фото15Атмосферу элегичности и задумчивости воссоздал «Ноктюрн» до-диез минор в интерпретации Владислава Фомича, а так же виртуозный, изобилующий тонкими оттенками меланхолии капризный «Пятидольный вальс», прекрасно сыгранный преподавателем Еленой Осташкиной- Мысливчик.

Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали
Лучи у наших ног в гостинной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей…(А. Фет)

Задушевность русской песни, которой фото16проникнут романс «Я ли в поле да не травушка была» великолепно передала Дарья Горожанко в сопровождении концертмейстера Анастасии Есауленко. Глубокий, мягкий тембр певицы, мастерская в своей простоте подача, неподдельная искренность передаваемых эмоций создали потрясающую квинтэссенцию, оставляющую долгое, приятное послевкусие.

фото17Особое место в концерте заняла экспрессивная, экстатическая лирика П.И. Чайковского. Глубоко интимное признание в ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама», энергия и темперамент «Серенады Дон Жуана» в исполнении преподавателя колледжа Сергея Подавалова, будто вжившегося в роль знаменитого обольстителя, сорвал у зала оглушительные овации.
Покорила публику и учащаяся колледжа Александра Грыу трепетным, наполненным светлой грустью и ностальгией романсом «То было раннею весной» в сопровождении концертмейстера Александры Карпенко.

О сердце, всю бурю пройди и изведай,
О дикая сила, куда не зови,
Но будь торжеством, утвержденьем, победой
Над поступью рока, над гнётом любви! (А. Фет)

фото18Ярким контрастом, захватывающим своей виртуозностью, стало исполнение второй и третьей частей Концерта для скрипки с оркестром ре мажор, представленные Ниной Кнауэр (партия фортепиано-Анастасия Есауленко). Кантиленная жанровая Канцонетта и зажигательная плясовая воплотили блестящее владение техническими возможностями инструмента.

фото19Чарующий мир волшебства и радостное предчувствие новогодних чудес воссоздал ансамбль флейт «Флюид» в составе Софии Прониной, Елизаветы Коваленко и Кристины Поздняк, исполнивших всем известные «Танец феи Драже» и «Танец Пастушков» из балета «Щелкунчик».

Страницы из музыкального наследия С.И. Танеева представила Валентина Добровольская, исполнившая драматическую, мрачную арию Клитемнестры из оперы «Орестея» (концертмейстер — Анастасия Потапович).

…И так он вился в пламенном жерле,
Что в Смерть проснулся с блеском на челе,
Безумный эльф, зазыв,
звенящий Скрябин. (К. Бальмонт)

фото 20Полётная, чувственная «Соната № 2» А. Н. Скрябина в интерпретации преподавателя нашего колледжа Ольги Запольской стала одним из монументальнейших и впечатляющих номеров концерта.

фото 21Завершил праздничное мероприятие своим выступлением ансамбль «Groovebox» зажигательной «Фантазией на темы из произведений П.И. Чайковского», сочетающей активность современных ритмов и знакомый всем, ставший уже «классическим», тематизм композитора.

Как симфония жизни владеет сердцами
Звуковая, зовущая к небу волна …
О Чайковском сейчас говорить не словами,
И не выдумать даже такие слова.

… Музыка П.И. Чайковского всегда звучала, звучит и, несомненно, будет звучать, покоряя сердца слушателей своей первозданной искренностью, «жизнью души» в каждом звуке, пленяющим блеском своих совершенных граней. Наш «День Чайковского» в МГМК им. Глинки стал своеобразным «музыкальным приношением» гению великого творца.