IMG_7608 (2)Этой осенью в Минском государственном музыкальном колледже имени М.И.Глинки начал работу уже Третий международный проект «К вершинам творчества». Два предыдущих осуществленных проекта (2013, 2016 гг.) были посвящены творческим связям Беларуси и Германии; в 2017 году проект направлен на отражение культурного взаимодействия Беларуси и Польши. Авторы этого проекта – заместитель директора по учебной работе Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки А.И.Снитко и доцент Белорусского государственного университета культуры и искусств, композитор Е.В.Поплавский, музыковед и ведущая мероприятий — Е.В.Коледа.

Целью проведения в нашем учреждении образования такого международного молодежного проекта является обращение к просветительским задачам расширения представлений о современном музыкально-культурном пространстве и языке его коммуницирования, актуальным возможностям реализации процесса личностного развития в ракурсе системы европейского образовательного пространства, раскрытию потенциала возможностей профессионального совершенствования учащихся в разнообразных сферах и концертно-исполнительской, и самостоятельной творческой композиторской деятельности.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Первая часть проекта осуществилась в октябре 2017 года: два хоровых коллектива – женский камерный хор «Concertino» и концертный хор Минского государственного музыкального колледжа имени М.И.Глинки под руководством А.И.Снитко – посетили Познань и Краков, где состоялся ряд ярких концертных выступлений, в программу которых были включены произведения современных польских композиторов.

И вот уже в ноябре 2017 реализуется вторая часть проекта; Минский музыкальный колледж им. М.И.Глинки принимает почетных гостей – композиторов, музыкальных критиков, представителей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего звена, активных общественно-культурных деятелей. Публике проекта в течение трех дней предоставлялась уникальная возможность не только знакомства с музыкально-композиционными опытами в области современного звукотворчества, но и непосредственного общения с их авторами, погружения в настоящую «лабораторию» композиторского письма, типа мышления и мировосприятия, присутствия при процессе интерактивного взаимодействия разных поколений музыкальных творцов-признанных мастеров звукового письма и тех, кто осуществляет только свои первые шаги в области композиторской деятельности.

16 и 17 ноября состоялись творческие встречи с композиторами, на которых были представлены музыкальные произведения различных жанров и стилевых направлений, личные презентации участников проекта. Что служит источником вдохновения, как рождаются концепция и образная драматургия сочинения, какая роль отводится мотивному конструированию произведения, как постигается композитором сама «физика звука», – эти и многие другие аспекты освещались здесь в процессе общения с публикой.

16 ноября открытие второй части Третьего образовательного проекта ознаменовала встреча с современными композиторами Познани. Агнешка Здроек-Суходольска – лауреат многочисленных национальных и международных конкурсов по композиции, участник мастер-классов и семинаров по музыкальной композиции. Она окончила Музыкальную академию в Познани, аспирантуру кинематографической, компьютерной и аудиовизуальной музыки в Музыкальной академии и Государственной Высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи, в 2014 году получила степень кандидата музыкальной композиции и музыкальной теории в Музыкальной академии в Лодзи. Агнешка Здроек-Суходольска активно сотрудничает с Художественным театром Стефана Недъяльковского в Варшаве, а также с Музыкальной академией Познани, где в настоящее время работает ассистентом.

«Меня вдохновляют явления окружающего мира, тонкие природные состояния», – отмечает композитор. Многие из ее произведений – это запечатления пейзажных образов. «Мне нравится наблюдать за рассеивающейся зыбкой дымкой тумана, хрупкостью одиноко стоящего дерева в пустынности зимнего снежного пространства…»  Композитора интересует и выразительная передача ярких эмоциональных состояний человека: это ей реализуется в создании музыки для пантомимических театральных опытов.

Агнешка Здроек-Суходольска много работает с раскрытием специфики тембровой окраски хорового («Credo») и инструментального музыкального тематизма (к примеру, использование специфических приемов звукоизвлечения в пьесе для виолончели «Отражения»), комбинаторики и взаимодействия разнохарактерных ритмо-темброво-фактурных элементов (пьеса «Inter-action»), числовой символики как формирующего концепта сочинения (символика числа  в сочинении для ударных «EpiCentr»).

Лидия Зелиньска – один из самых активных и разносторонних композиторов современной Польши. Ее сочинения 17 раз отмечались наградами европейских конкурсов композиции: в 2007 году ей была получена премия Союза польских композиторов за «выдающиеся и всесторонние достижения композитора». Она –  автор многочисленных публикаций и лекций по современной польской музыке, экспериментальной истории музыки, звуковой экологии и традиционной японской музыке. Лидия Зелиньска является профессором и главой Студии электронной музыки Познанской академии – SMEAMuz, вице-президентом Совета Союза польских композиторов и польского общества электроакустической музыки; была членом программного комитета Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» (1989-1992 и 1996-2005), художественным руководителем Польского фестиваля современной музыки «Музыкальная весна» (1989-1992), международного фестиваля «Ребенок и звук» в Познани. Лидия Зелиньска часто выступает с лекциями и семинарами по приглашению университетов в Польше, Беларуси, Чили, Хорватии, Франции, Голландии, Японии, Канаде, Молдове, Германии, Швейцарии и Швеции,  Австралии и Новой Зеландии в Центре японского искусства и техники.

«Музыкальное произведение должно быть не столько связанным с экспериментом, сколько эстетичным, приятным слушателю. Композитор должен быть режиссером эмоций слушателя; он не «пишет ноты», а выражает свои мысли и идеи. Я должна сначала «пронаблюдать» это в себе, пропустить через свое сознание, а затем стремится воздействовать на слушателя»,– признается Лидия Зелиньска. Композитор активно работает в области электронной музыки, акусматики. «Мне интересна сама физика звука, физиология реакции человека на звук; я рассматриваю его, словно ученый под микроскопом…Естественные природный циклы, например, такие как дыхание, их воплощение в музыкальной композиции – это очень увлекает, это сродни йоге, шаманзму…».

Лидия Зелиньска так сформулировала свое творческое credo: «Композитор существует тогда, когда у него есть слушатель: только тогда это имеет смысл, ведь музыка – это важное средство коммуникации. Я не хочу изменить мир, «производить революцию»; хочу передать свою точку зрения, которая, в свою очередь, может что-то и изменит в сознании слушателя…»

17 ноября состоялась встреча «Современная музыка Польши: музыка Кракова». Свои сочинения публике представили Войцех Видлак и Марцель Хыжински. Войцех Видлак — композитор, музыкальный критик, органист, профессор и декан Академии музыки в Кракове, член Общества польских композиторов, директор управления Краковской секции Общества польских композиторов, член Неофициального собрания европейских композиторов (с момента его основания в 1998 году), Польского общества церквей Музыкальные исполнители, Комитета церковной музыки архиепископии Кракова, координатор неофициального собрания европейских композиторов.

Композиции В.Видлака были представлены на 1-м конкурсе молодых композиторов в Саноке (1992 г.), Международном конкурсе органного концерта в Кракове (1996 г.), 2-м конкурсе молодых композиторов Musica Sacra в Варшаве (1996 г.), Манеже Богусице в Катовице (1998 г.), конкурсе молодых композиторов Тадеуша Бэйрда в Варшаве (1998), международном конкурсе композиторов SZSU по мужскому хору в Банске Быстрицах (2003, Словакия).

«Музыка – это искусство, которое существует в формате диалога; исполнитель в этом процессе – это посредник между композитором и слушателем. Главная цель – красота, стремление найти правду, выразить эмоции таким способом, который не подвластен слову – универсальным, абстрактным языком звуков. Он способен возвысить человека над реальностью, заставить утратить ощущение времени, перенести в свое измерение…»,– утверждает композитор.

Войцех Видлак является автором более 30 произведений для разных исполнительских составов (это и симфонические, и камерно-инструментальные, хоровые и сольные вокальные произведения). На примерах фрагментов ряда своих опусов («5 песен» для меццо-сопрано и квартета, «Хроматическая фантазия» для клавесина, «Anoranza» для 15 инструментов, «Рапсодия» для скрипки и оркестра и др.) композитор продемонстрировал использование обобщения тенденций различных стилевых и временных традиций, техник  и приемов письма, среди которых и обращение к сонорике, и к микротональности, и к сложным контрапунктическим комбинациям, преломление эффектов звучания на основе гармонических последований обертонового ряда и многое другое.

«Актуальной  задачей современной музыки является поиск путей для создания «нового звучания», — отметил композитор. И во многих случаях образование нового звука, эффекта нового тембра, нового инструмента – это результат синтеза и различного комбинирования тембров звучания традиционного инструментария.

Марцель Хыжински является директором института композиции, дирижирования и теории музыки Краковской академии музыки. Он создаёт акустическую, электроакустическую и электронную музыку, сочиняет для современного драматического театра; выступает в качестве исполнителя на кларнете, саксофоне, синтезаторе и электронном музыкальном инструменте EWI в группе «Мch2», которую он основал вместе с Мареком Холоневским (голос, компьютерные инструменты). С 1995 года он является членом Союза польских композиторов, с 1998 года – членом Ассоциации авторов ZAiKS, с 2005 года – членом Польской ассоциации электроакустической музыки. В 1998 году он получил докторскую степень по специальности, а в 2010 году — докторскую степень по абилитации.

«Я не являюсь приверженцем определенного стиля или направления в музыкальном искусстве, я постоянно в движении, я меняюсь – и моя музыка меняется вместе со мной»,– признается композитор. Марцель Хыжински увлекается путешествиями, много времени посвятил изучению традиций восточных культур. В основе его произведений обнаруживают себя своеобразные «интегрирующие» тенденции, связывающие принципы «западного» (европейского) и «восточного» мышления.

На встрече Марцель Хыжински представил несколько своих сочинений, сопроводив прослушивание подробным техническим композиционным анализом музыкального текста произведений на уровне ведущих мелодических, ритмических и гармонических мотивов и их преобразования до микротоновости, акцентуацией  полистилистических влияний джаза, алеаторики, техно, джангла вплоть до аллюзий с сочинениями М. Равеля (Концерт для кларнета с оркестром), додекафонного письма опусов Б.Бартока и В.Лютославского («Reflection№4») и впечатлений от эстетических воззрений Японии («Ukiyo-e №3»).

Публике в этот день было представлено и «живое» звучание сочинений гостей проекта: иллюстраторами –исполнителями произведений стали участники дуэта «CRACOW DUO» Ян Калиновский и Марек Шлезер (фортепиано). Дуэт ведет активную гастрольную деятельность в США и Европе. На творческой встрече прозвучали композиции, специально написанные для этих исполнителей Войцехом Видлаком и Марцелем Хыжинским.

17 ноября состоялся и круглый стол-презентация «Электронная музыка – история и современность» (кураторы Е.В.Коледа и Д.А.Лойко). Учащиеся специальности «Музыковедение» представили публике и уважаемым гостям проекта авторские презентации-обобщения, освещающие этапы развития электроакустической музыки (доклад учащегося 2 курса В.Жуковского, руководитель Е.В.Коледа), особенности электромузыкальных инструментов (доклад учащейся 2 курса Н.Шкадун, руководитель Д.А.Лойко) и специфики электроакустической композиции (доклад учащейся 3 курса Н. Вайтехович, руководитель Д.А.Лойко). Аудио-визуальную композицию Валерия Воронова «Ленин в Октябре» представила преподаватель колледжа Е.В.Коледа.

Вторая часть круглого стола-презентации была посвящена прослушиванию и обсуждению произведений начинающих композиторов – учащихся и выпускников нашего колледжа – с комментариями самих авторов и участием в общем обсуждении. У юных творцов осуществилась уникальная возможность не просто побывать на мастер-классе опытных мастеров, но и непосредственно, лично общаться с ними, задать интересующие вопросы, узнать некоторые «секреты творческой лаборатории», услышать ценные рекомендации и пожелания.

Завершил насыщенный день творческого проекта концерт электроакустической музыки композиторов Польши и Беларуси «XXXI музыка с током». Куратором концерта, составителем его программы и ведущей мероприятия являлась Лидия Зелиньска. В этот вечер публике были представлены сочинения наших соотечественников: интерактивная акусматическая композиция преподавателя нашего колледжа Дмитрия Лойко «Нарысы Панямоння», электроакустические произведения Александра Литвиновского («Dartz») и Евгения Поплавского («Коррозия времени», электронная симфония на компакт-диск).

«Польская» часть концертной программы являла собой электроакустические композиции Лидии Зелиньской («Просто много слов») и студентов ее класса-студии электронной музыки Познанской академии – SMEAMuz: Роберта Гогаля («Z3»), Гжегожа Пенека («Иллюзион»), Якуба Унальта («Glass House»), Катажины Табаровска-Кашубы («ХХХ»). Данные сочинения продемонстрировали слушателям максимальное разнообразие в области поиском средств и способов самовыражения авторской воли композитора в звуковом материале.

18 ноября в Малом зале Белорусской Государственной филармонии им. Е.Ширмы произведения гостей нашего проекта прозвучали в рамках творческого вечера композитора Евгения Поплавского «Адценнi хараства». Имя этого белорусского композитора известно знатокам современной музыки не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поплавский окончил Белорусскую консерваторию по классу Игоря Лученка и Дмитрия Смольского, стажировался под руководством Сергея Слонимского в Санкт-Петербургской консерватории и там же принимал участие в мастер-классах Тон де Леюва.

Евгений Поплавский – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, исследователь истории музыкальной жизни на белорусской и польской земле минувших столетий. C 1997 года по 1999 год композитор получал стипендию Польского Правительства, на основании чего работал в Гданьске в Академии музыки. Через архивы библиотек России и Европы Поплавский разыскивал произведения белорусских и польских композиторов; найденные музыкальные материалы стали основой репертуара ежегодного фестиваля «Адраджэнне беларускай капэлы». Совместно с Российской национальной библиотекой и польским институтом в Санкт-Петербурге он основал серию нотных изданий «Музыкальное наследие Речи Посполитой из Российской национальной библиотеки».

Евгений Поплавский является членом Белорусского союза композиторов и Союза композиторов Польши, доцентом Белорусского государственного университета культуры и искусств; ряд его произведений исполнялся на международных фестивалях современной музыки в России, Нидерландах, Италии, Испании, США и в других странах. Во многом благодаря содействию Евгения Поплавского осуществилась возможность культурной коммуникации и на этом образовательном проекте.

Женский камерный хор «Concertino» Минского государственного музыкального колледжа имени М.И.Глинки под руководством А.И.Снитко в этот вечер исполнил произведения Евгения Поплавского: «Missa brevis» на канонические латинские тексты (2015 год), сочинение созданное по заказу известного польского дирижера Станислава Кравчиньского и ему же и посвященное, а также цикл «Молитвы» на канонические латинские тексты (2016 год), посвященный ксендзу, доктору теологии Станиславу Гляковскому.

В программу были включены хоровые сочинения современных композиторов Польши, которые с этой сцены прозвучали впервые в Республике Беларусь. Концертный хор Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки под руководством А.И.Снитко представил «Misericordias Domini» Войцеха Видлака, «Dominus regit me» Марцеля Хыжинского, «В начале было Слово» Агнешки Здроек-Суходольской и «Z ogrodu nauk» Лидии Зелиньской.

Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки не впервые в своих стенах реализует разнообразные образовательные и творческие проекты, осуществляет практические, методические и исследовательские учебные конференции, проводит творческие встречи с композиторами, преподавателями и исследователями современности. Данный проект, объединяя и образовательные, и творчески-развивающие цели, наверняка станет и для учащихся, и для публики мероприятий нашего колледжа яркой страницей впечатлений от встреч с актуальным искусством, еще одной ступенью достижения вершин мастерства и совершенства на пути к прекрасной профессии музыканта.

Материал подготовила Виктория Бычковская