26 апреля 2018 года в рамках программы III Минского открытого конкурса хоровых коллективов, вокалистов и вокальных ансамблей «Вясновы спеў» прошел семинар-практикум «Работа с голосом».

Открывая мероприятие, преподаватель Руденко С.П. отметила, что профессия музыканта обязывает к неустанному развитию и самосовершенствованию, и выразила надежду, что насыщенная разножанровая программа семинара сможет не только привлечь пристальное внимание и отразить актуальную для публики проблематику,  но и воплотить  ожидания самого взыскательного слушателя.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Творческая встреча с хором студентов Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова (среднее профессиональное образование) задала тон всему «методическому» дню. Хор является лауреатом IV Всероссийского конкурса детских и взрослых академических хоровых коллективов и вокально-хоровых ансамблей «Тула православная», XVII Международного фестиваля детских и юношеских хоровых коллективов «Радуга» (г. Санкт-Петербург), II, III Международного хорового фестиваля «Приношение Чайковскому» в Зеленограде, II Всероссийского хорового конкурса «Хоровая Казань-2016», студенческого фестиваля «Фестос». Несмотря на неполный состав, приехавший в Минск, коллектив показал высокий исполнительский уровень.

Руководитель хора Елена Алексеевна Бессонова – талантливый дирижёр, дипломант и лауреат престижных конкурсов хормейстеров, почетный работник общего образования Российской Федерации, – показав приёмы работы с хором над разностилевым материалом, поделилась профессиональными секретами: участникам семинара представилась уникальная возможность вместе с хором «пройти путь» от распевок и отработки сложных фрагментов партитуры до концертной версии исполнения каждого из трёх представленных сочинений.

Кандидат искусствоведения, дирижер хора, преподаватель Галина Павловна Цмыг по праву считается знаковой фигурой в хоровом деле Беларуси. Она ведет активную концертно-исполнительскую деятельность как дирижер различных хоровых коллективов, а в качестве научного руководителя Научно-творческого объединения «Facultatis» Белорусского союза музыкальных деятелей организовывает и проводит хоровые варштаты. Жанр варштата позвозяет воплощать на практике методы  активной развивающей групповой работы. Знания, полученные в его рамках, являются продуктом инициативной деятельности самих участников, что многократно повышает эффективность усвоения необходимых навыков и быстрого достижения необходимых результатов. Хоровой варштат Галины Павловны «Академический вокал в детском хоре: базовый практикум» вызвал искренний интерес и неподдельный восторг у слушателей. Посвятив встречу основополагающим элементам работы с голосом – дыханию, звукоизвлечению, – Галина Павловна не просто указала на распространённые ошибки, проиллюстрировав на группе активных слушателей практические навыки, но и дала чёткое психофизиологическое обоснование этих приёмов.

Вторую часть семинара-практикума составили мастер-классы ярких исполнителей и выдающихся педагогов вокального мастерства.

Косарева Ольга Александровна – абсолютный победитель и обладатель Гран-при Х Юбилейного конкурса исполнительского мастерства “Санкт-Петербургские ассамблеи искусств” (2017) (академический вокал, категория “Профессионал”), председатель цикловой комиссии «Пение» учреждения образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки». В числе выпускников ее класса – и солистка Национального Академического Большого театра оперы и балета Ольга Малиновская, и лауреат одного из самых престижных конкурсов камерной музыки «Янтарный соловей», обладатель Гранд-премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи Анастасия Рябцевич.

Мастер-класс Косаревой О. А. был посвящён основным принципам постановки голоса в мутационный период. Вместе с ученицей Центра практики МГМК им М.И.Глинки Валерией Горбачёнок, Ольга Александровна продемонстрировала способы постановки правильного дыхания, подачи звука, показала работу над художественным произведением.

Теме «Специфика работы с юношами-вокалистами в классе сольного пения» посвятил своё выступление один из лучших в Беларуси педагогов по вокалу, уделивший более сорока лет вокальной педагогике и воспитавший десятки ярких молодых певцов,заслуженный работник культуры Республики Беларусь, художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Османович Мурзич. Его ученики стали победителями престижных международных конкурсов и фестивалей, осуществляют свою профессиональную деятельность и в ведущих музыкальных коллективах страны, и за ее пределами  — в России, Германии, Франции.Адам Османович поведал присутствующим о том, с чего начинался его педагогический путь, кто помогал и вдохновлял, как проходил поиск себя и какие преграды пришлось преодолеть, прежде чем получить признание. Для практического подтверждения своих дидактических методов и находок, Адам Османович представил публике своего воспитанника Геворга Амбарцумяна, обладающего обворожительным баритоном.

Уникальному лирико-драматическому сопрано Н. В. Шарубиной подвластны самые сложные партии мирового репертуара: Недда, Ярославна, Лиза, Земфира… Любителей оперного искусства всегда поражают её яркие перевоплощения: то нежная Мадам Баттерфляй или смелая Аида, то царственная Турандот или капризная Тоска. Оперная дива, исполняющая партии, которые нередко называют «киллерами для сопрано»,лауреат государственной премии Республики Беларусь, солистка Национального академического большого театра оперы и балета, доцент Белорусской государственной академии музыки, народная артистка Республики Беларусь Нина Владимировна Шарубина поделилась секретами своего мастерства. Её выступление было посвящено технологии работы в классе сольного пения над профессиональным развитием певческого голоса, техническим и исполнительским мастерством. Нина Владимировна покорила всех присутствующих заразительной энергией, горячей увлечённостью. Работая с учащейся А.Гончарик и концертмейстером М.Полоневич, Нина Владимировна в доступной форме разъяснила способы работы над певческим дыханием, артикуляцией, развитием диапазона.

Реализация проекта «Вясновы спеў» не только стимулирует увеличение интереса к хоровому искусству, укреплению и развитию культурных связей, но и предоставляет возможность передать и получить уникальные знания и опыт. И семинар-практикум «Работа с голосом» — яркое тому подтверждение.

 Руденко С.П.