714 и 15 ноября 2018 года в рамках проекта цикловой комиссии «Музыковедение» «Великие имена и памятные даты» прошёл ряд мероприятий, приуроченных к 175-летию со дня рождения композитора Эдварда Грига.

Имя Грига  стало настоящим символом норвежской музыки. Национальное и мировое значение его искусства лучше всего выясняется из тех слов, которыми он выразил свое творческое credo: «Я записывал народную музыку моей страны. Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».

Его сочинения настолько оригинальны, настолько отмечены печатью самобытности, что мы сразу узнаем автора и его национальность, стоит лишь услышать их первые звуки. Он был ценим в концертных залах всего мира, покорив сердца  и профессионалов,  и миллионов  любителей утонченного и искреннего музыкального искусства.

14-го ноября вниманию зрителя был представлен  достаточно необычный проект – музыкально-сценическая фантазия «Возвращение Пера Гюнта». Авторы и организаторы этого мероприятия – преподаватели В.Г.Бычковская и Е.В.Пименов –  обратились к одному из знаковых произведений в наследии композитора – музыке к спектаклю Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Напомним, что драматург  сам попросил Грига сочинить музыку к его пьесе, видя в нем равноценного соавтора. Премьера спектакля «Пер Гюнт» с музыкой Грига состоялась 24 февраля 1876 года в Кристиании с огромным успехом. Это стало началом мировой славы и драматурга,  и композитора.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

…Эта история – описание  жизненного пути  человека от юности до старости. Здесь отразились и мечты о прекрасном, но недосягаемом;  совершенные бесчестные поступки, вплоть до готовности торговать своей душой и стремление искренне любить,  быть в поиске смысла  жизни и  своего предназначения.  Основываясь на канве драматургии спектакля и ряде  музыкальных фрагментов к нему, в музыкально-сценической фантазии  было  создано оригинальное его прочтение.

В  качестве исполнителей главных ролей, то есть настоящих драматических актеров, были  задействованы учащиеся специальности «Академическое пение». Публика стала свидетелем событий, происходящих и в небольшой норвежской деревушке, и в  Подземном царстве троллей у  Горного  короля, и в жаркой африканской  пустыне…

Театральное действие сопровождалось фрагментами  из музыки Э.Грига к драме «Пер Гюнт» в исполнении камерного оркестра МГМК им. М.И.Глинки под управлением А.С.Терещенко, а также инструментального  ансамбля учащихся специальности «Искусство эстрады». Безусловно, для всех участников этот проект стал новым ярким сценическим и творческим опытом.

Особенностям творческого кредо композитора, его индивидуального композиторского стиля была посвящена музыкально-теоретическая конференция «Эдвард Григ. Певец Норвегии», состоявшаяся 15 ноября.

«Есть композиторы, творчество которых потрясает нас своим раскаленным драматизмом,  другие впечатляют грандиозными масштабами своих творений.  Иные – живописью, тонкостью и изяществом письма, иногда даже отвлеченно холодного, но вместе с тем захватывающего и интригующего. Но есть композиторы, любовь к творчеству которых возникает благодаря необычайной общительности, сердечности и интимности высказывания. Это сродни  яркому потрясению от прикосновения к прекрасному. И при звучании музыки Эдварда Грига  мы вновь и вновь будем переживать это состояние, все также глубоко, искренне и первозданно»,– так о музыке норвежского композитора отзывался Евгений Светланов.

Участие в музыкально-теоретической конференции для учащихся является возможностью развить и реализовать важные навыки для профессиональной деятельности музыканта: более целенаправленно углубиться в изучение специфики  творческого процесса композитора,  изучить различные информационные источники и суметь интерпретировать  результаты такой исследовательской деятельности, приобрести навыки заинтересованной лекторской подачи и работы с аудиторией. Примечательно, что авторами докладов на конференции стали не только учащиеся специальности «Музыковедение», но и «Инструментальное исполнительство» и «Народный хор».

Необычным, не совсем известным широкой аудитории фактам  жизненного  пути Эдварда Грига, его эстетическим воззрениям  и суждениям   о композиторском процессе был посвящен этюдный экскурс по страницам жизни и творчества певца Норвегии  «Я знаю, где тот дикий край, где всё в природе тайна…»  учащихся 3 курса специальности «Музыковедение»  Надежды Шкадун и Владимира  Жуковского (руководитель – преподаватель Бычковская В.Г.)

Мой друг, поэты рождены,
Чтоб толковать свои же сны.
Всё то, чем грезим мы в мечтах,
Раскрыто перед нами в снах:
И толк искуснейших стихов –
Лишь в толкованье вещих снов…

Анастасия Бармотина, учащаяся 4 курса специальности «Фортепиано», свой доклад «Мимолётные впечатления в звуках и красках» (руководитель – преподаватель  З.Л.Сенькова)  посвятила особенностям программности в сочинениях Э.Грига и  роли фортепианной миниатюры в его наследии.

Исключительную неповторимость и многообразие гармонического языка стиля Эдварда Грига выявила в своём докладе учащаяся 3 курса специальности «Музыковедение» Надежда Шкадун (руководитель – преподаватель С.П.Руденко). Этой проблематике, раскрытой на примере  анализа особенностей поэтического Ноктюрна C-dur было посвящено выступление учащейся 2 курса специальности «Музыковедение» Нины Шумской (руководитель– преподаватель  И.Н. Казанцева). Автор доклада  также проявила себя и в качестве исполнителя-иллюстратора, представив публике  эту тонкую фортепианную пьесу.

«Есть песни мечты, и в сердце они проникают», – эти строки принадлежат норвежскому писателю и  поэту Арне Гарборгу, на его стихи которого  Григом было создано немало упоительных вокальных сочинений. Особенности вокальной лирики  Э.Грига в контексте мирового музыкального искусства эпохи были  отмечены Анастасией Бекаревич  (руководитель –  преподаватель Пушкарева Е. Т.). Доклад сопровождался музыкальными иллюстрациями ансамбля  учащихся 3 курса специальности «Народный хор».

Музыка Грига нераздельно слилась с народной традицией, с национальными легендами:  она поистине  была рождена из этого источника. В своих сочинениях композитор практически никогда не цитирует народные мелодии, а когда это делает, то специально оговаривает этот факт. Но достаточно прослушать любое произведение  композитора, хотя бы несколько тактов его музыки, мы безошибочно узнаем – это Эдвард Григ, певец Норвегии. О национальных музыкальных традициях Норвегии и их преломлении в творческом наследии композитора поведал  учащийся 3 курса специальности  «Музыковедение» Владимир Жуковский  (руководитель –  преподаватель Бычковская В.Г.).

Музыкальные истоки творчества Грига многообразны. Впитав и претворив в своих  сочинениях неоценимые богатства норвежского фольклора, усвоив лучшие традиции западноевропейской классики, он в то же время опирался и на достижения совсем еще юной норвежской композиторской школы. Обзору творчества старших современников Э.Грига в  истории норвежской музыкальной культуры был посвящен доклад учащегося 2 курса специальности «Музыковедение»  Георгия Вольского  (руководитель – преподаватель Сакович Е. П.)

На протяжении музыкально-теоретической конференции звучала упоительная и волнующая музыка певца Норвегии. В качестве  интермеццо между выступлениями прозвучали Норвежский танец № 1 (d moll) op.35 в 4 руки в исполнении  учащихся 3 курса специальности “Фортепиано”  Марии Люцко и Ксении  Зоркиной (класс преподавателя Василевич И. О.) и  1 часть Сонаты  для фортепиано в прочтении учащейся 4 курса специальности “Фортепиано” Виктории Барановской (класс преподавателя Запольской О. А.).

Когда рояль поёт загадочного Грига,
не только музыка, но света тайный звук
рождается движеньем чутких рук
в попытке удержать неповторимость мига.
И кажется — всё чудо бытия:
гармонию и древний хаос чувства,
безмерность сущего и мимолётность «Я»
вместило гения норвежского искусство.

учащаяся 4 М Вайтихович Надежда
преподаватель Бычковская В.Г.