С 12 по 15 февраля Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки встречал гостей поистине уникального события. Здесь проходил Первый республиканский открытый конкурс концертмейстерского мастерства имени В. С.Савина — единственный в нашей стране конкурс, посвященный тем участникам творческого музыкального процесса, без которых невозможно было бы воплощение в звуках завораживающей и пронзительной красоты мира художественной фантазии и создание столь проникновенных и волнующих сердца и души слушателей неповторимых образцов исполнительского служения Музыке. «Искусство аккомпанемента сродни ювелирному искусству»,– приветствуя конкурсантов, отметил на открытии мероприятия директор МГМК им. М.И.Глинки В.М.Черников.
Преданной любви к вдохновляющей концертмейстерской профессии « все возрасты покорны»: в условиях этого открытого конкурса впервые предоставилась возможность принять участие в творческом соревновании как совсем еще юным, только начинающим свой путь, музыкантам, так и уже опытным, настоящим и истовым «мастерам своего дела»: присуждение дипломов предусматривалось по разным возрастным и профессиональным категориям («дети: младшая средняя и старшая группы», «юношеская категория», «профессионал: концертмейстеры ДШИ», «профессионал: концертмейстеры УССО»). География этого « состязания» впечатляет: осуществить намерение продемонстрировать свои навыки и достижения в конкурсной программе пожелали 67 участников из разных городов Республики Беларусь.
…Несколько напряженных конкурсных дней волнений, ярких эмоциональных переживаний и творческого горения как самих конкурсантов, так и их педагогов, и солистов-единомышленников, были не просто захватывающим и азартным первенством: они стали настоящей «одой концертмейстерскому мастерству» . Одой тем, кто, как может показаться, почти незримо присутствует на сцене, но является незаменимым слагаемым процесса сотворчества с солистом; тем, чьи навыки должны быть поистине уникальны и являть редкое в своей многогранности сочетание умений подлинного «универсала». Концертмейстер — это тот, кто «сопровождает» игру солиста, но что на самом деле скрывается под этим обозначением? Сопровождение как «сопутствование» на пути непрекращающегося, наполненного оригинальными и блистательными идеями совместного творческого поиска, как способность создать столь потрясающий ценителей музыкального искусства результат; это «сопровождение» означает также и искусство коллегиального общения и поддержки, проявление интуитивности и гибкости в «ощущении», почти «считывании» тончайших творческих импульсов -намерений исполнителей такого почти «мистического действа».
Программы выступлений участников музыкального состязания были ярки и разнообразны; многие конкурсанты обратились к сочинениям национальной композиторской школы. Это было отмечено рядом номинаций: « за яркое исполнение белорусского сочинения», «за лучшее исполнение пьесы в народном духе», «за лучшее исполнение классического сочинения». Жюри акцентировало внимание на высоком уровне профессионализма также и тех, кто помогал конкурсантам в подготовке к этому выступлению, наградив дипломами в номинациях «за лучшее выступление в качестве солиста», «за исполнительское мастерство», «за педагогическое мастерство».
Председатель жюри Галина Константиновна Горелова, композитор, заведующая кафедрой композиции Белорусской государственной академии музыки, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь отметила: «…Конкурс – это испытание личностных качеств. Все конкурсанты прекрасно подготовлены, нам (членам жюри) приходилось искать тонкие градации для оценки выступлений. Для конкурсантов, их учителей, для тех, кто их слушал, родных и близких, это было ярким событием, а для нас – настоящим праздником музыки». Действительно, некоторые участники, несмотря на свой еще совсем юный возраст, проявили себя как настоящие профессионалы, продемонстрировав подлинный артистизм и умение коммуницировать в ансамблевой игре в непростых условиях конкурсного волнения и творческой конкуренции.
«…Почему именно концертмейстерская работа? Я отвечу словами своего педагога, Серафимы Иосифовны Белькевич: концертмейстерское мастерство и «работа с голосом» – это прежде всего диалог между музыкантами и слушателями. Ведь мы, музыканты, хотим передать то, что в нашей душе, что мы чувствуем сердцем. И если это у нас получилось – это и есть самое главное… Сотворчество — это когда находишь те линии соприкосновения, по которым мы «близки» друг другу. И это уже на каком-то подсознательном уровне происходит: нам не нужно взаимно объяснять детали и нюансы интерпретации. Само слово, сама музыка так подсказывают. И вот ты уже понимаешь, что и как необходимо сделать: ведь все от сердца, от души… Надо любить то, что делаешь, и тогда это непременно услышат»,- размышляет Татьяна Кутыловская, обладатель диплома лауреата 1 места конкурса в категории «Профессионал, концертмейстеры УССО», концертмейстер МГМК им. М.И.Глинки.
Ольга Викентьевна Маркевич, заместитель директора по учебной работе Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки, дипломант международных конкурсов, член жюри , обратилась на церемонии награждения участников конкурса к его «главным героям»: «Работа концертмейстера – это волшебная работа, она помогает постичь огромный мир музыки (не только фортепианной, но и вокальной, ансамблевой инструментальной). Это безграничное удовольствие! Любите эту профессию и растите в ней!» Ведь Первый республиканский открытый конкурс концертмейстерского мастерства имени В. С.Савина заложил основополагающую традицию проведения столь значимых и ценимых публикой праздников радости творчества и торжества Музыки, создав только начальную страницу летописи его блестящей истории.
В.Бычковская
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.