DSC_0392 (2)С 12 по 15 февраля  Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки  встречал гостей   поистине уникального события. Здесь  проходил Первый республиканский  открытый конкурс концертмейстерского мастерства имени В. С.Савина — единственный в нашей стране конкурс, посвященный  тем  участникам творческого музыкального процесса, без которых  невозможно было бы  воплощение  в звуках  завораживающей и  пронзительной красоты мира художественной фантазии   и  создание  столь проникновенных и  волнующих сердца  и души слушателей  неповторимых образцов исполнительского служения Музыке.  «Искусство аккомпанемента  сродни ювелирному искусству»,–  приветствуя  конкурсантов,  отметил на открытии мероприятия  директор МГМК им. М.И.Глинки В.М.Черников.

Преданной любви к вдохновляющей концертмейстерской профессии « все возрасты покорны»: в условиях этого открытого  конкурса  впервые предоставилась возможность принять участие в творческом соревновании  как совсем еще юным, только начинающим свой  путь,  музыкантам, так и  уже опытным,  настоящим и истовым «мастерам своего дела»: присуждение дипломов  предусматривалось по разным  возрастным  и профессиональным категориям  («дети:  младшая средняя и старшая группы»,  «юношеская категория», «профессионал: концертмейстеры ДШИ», «профессионал: концертмейстеры УССО»).   География  этого « состязания»   впечатляет: осуществить  намерение  продемонстрировать  свои  навыки  и достижения  в конкурсной программе  пожелали  67  участников   из разных  городов Республики Беларусь.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

…Несколько напряженных конкурсных дней  волнений, ярких  эмоциональных  переживаний и творческого горения как  самих конкурсантов,  так и их педагогов,  и  солистов-единомышленников, были не просто захватывающим  и  азартным первенством:  они стали настоящей «одой  концертмейстерскому мастерству» .  Одой  тем, кто, как может показаться, почти незримо присутствует на сцене, но является незаменимым слагаемым процесса сотворчества с солистом;  тем, чьи навыки должны быть поистине уникальны и являть редкое  в своей многогранности сочетание умений подлинного «универсала».   Концертмейстер — это тот, кто «сопровождает» игру солиста, но что на самом деле скрывается под этим обозначением? Сопровождение как «сопутствование»  на пути непрекращающегося, наполненного оригинальными и блистательными   идеями совместного творческого поиска,   как  способность создать  столь  потрясающий ценителей музыкального искусства  результат;  это «сопровождение» означает также и   искусство коллегиального общения и  поддержки,  проявление интуитивности и  гибкости в  «ощущении», почти   «считывании»  тончайших творческих    импульсов -намерений   исполнителей  такого  почти «мистического действа».

Программы выступлений  участников музыкального состязания были ярки и разнообразны; многие конкурсанты обратились к сочинениям национальной композиторской  школы. Это  было отмечено рядом  номинаций:   « за яркое  исполнение белорусского  сочинения», «за лучшее исполнение пьесы в народном духе»,  «за лучшее исполнение классического сочинения».   Жюри  акцентировало внимание  на высоком уровне  профессионализма также и  тех, кто помогал конкурсантам в подготовке к этому выступлению,  наградив  дипломами в номинациях «за лучшее выступление в качестве солиста», «за исполнительское мастерство», «за педагогическое мастерство».

Председатель жюри Галина Константиновна Горелова, композитор, заведующая кафедрой композиции Белорусской государственной академии музыки,  профессор, заслуженный  деятель искусств Республики Беларусь отметила: «…Конкурс – это испытание личностных качеств. Все конкурсанты прекрасно подготовлены, нам (членам жюри) приходилось искать  тонкие градации для оценки выступлений.  Для конкурсантов, их учителей,  для тех, кто их слушал, родных и близких, это было  ярким событием, а для нас  ­– настоящим праздником музыки». Действительно, некоторые участники, несмотря на свой еще совсем  юный возраст, проявили себя как настоящие  профессионалы,  продемонстрировав подлинный артистизм и умение коммуницировать в ансамблевой игре в непростых условиях конкурсного волнения и творческой конкуренции.

«…Почему именно концертмейстерская работа? Я отвечу словами своего педагога,  Серафимы Иосифовны Белькевич: концертмейстерское  мастерство и «работа  с голосом» – это  прежде всего  диалог между музыкантами и слушателями.  Ведь мы, музыканты,  хотим передать то, что в нашей душе, что мы чувствуем сердцем. И если это у нас получилось – это и есть самое главное…  Сотворчество — это когда находишь те линии соприкосновения, по  которым мы  «близки» друг другу. И это уже на каком-то подсознательном уровне происходит: нам не нужно взаимно объяснять детали и нюансы  интерпретации. Само слово, сама музыка так подсказывают. И вот ты уже понимаешь, что и как необходимо сделать: ведь все  от сердца, от души…  Надо любить то, что делаешь, и тогда это непременно  услышат»,- размышляет Татьяна Кутыловская,  обладатель  диплома  лауреата  1 места конкурса в категории «Профессионал, концертмейстеры УССО», концертмейстер МГМК им. М.И.Глинки.

Ольга Викентьевна  Маркевич, заместитель директора по учебной работе Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки, дипломант международных конкурсов, член жюри ,  обратилась  на церемонии награждения участников  конкурса к  его «главным героям»: «Работа концертмейстера –  это волшебная работа, она помогает постичь огромный мир музыки  (не только фортепианной, но и вокальной, ансамблевой инструментальной). Это безграничное удовольствие!  Любите эту профессию и растите в ней!»  Ведь Первый республиканский  открытый конкурс концертмейстерского мастерства имени В. С.Савина  заложил основополагающую   традицию   проведения  столь значимых и  ценимых публикой  праздников   радости творчества  и торжества Музыки,  создав только  начальную страницу  летописи  его блестящей истории.

В.Бычковская