Маленький музыкант ещё в школьные годы входит в мир бетховенской музыки, разучивая незатейливые пьески из числа танцевальных и песенных миниатюр, знакомится с классическим стилем в юношеских вариациях и сонатинах композитора. Дальнейший путь в профессию предполагает всё более основательное погружение в музыкальную вселенную Бетховена, подробное изучение его творческого пути, специфики его творческой личности, особенностей музыкального стиля. В среднем звене специального музыкального образования произведения Бетховена включены в хрестоматию учебных программ как исполнительского, так и музыкально-теоретического циклов. Но во многом количество «освоенной» в учебном процессе бетховенской музыки и качество её освоения зависят от предпочтений преподавателя и заинтересованности и подготовленности учащихся – ведь работа с музыкой великого классика таит в себе не только радость общения с шедеврами, но и определённые сложности технического и стилевого порядка.
250-летний юбилей композитора простимулировал особое внимание к его личности и творчеству, в результате чего мы получили настоящий бетховенский интенсив и в учебном процессе, и в плане всевозможных творческих внеучебных мероприятий.
Над чем же из бетховенского репертуара и как идёт работа в учебных аудиториях и концертных залах колледжа?
Традиционно в классах специального фортепиано звучат фортепианные сонаты и вариации Бетховена. Некоторые из них будут вынесены на Государственный экзамен 2021 года: в работе первые части Сонаты №2 (op.2 № 2 A-dur — Анна Садоводова, класс преподавателя А. И. Майстер), Сонаты №24 (op. 78 Fis-dur — Александра Кузьменко, класс преподавателя С. Н. Ермилиной), Сонаты №27 (op. 90 e-moll — Мария Никитенко – класс преподавателя И. А. Янпольской). Для исполнения с симфоническим оркестром колледжа в юбилейном концерте «БЕТХОВЕН. ГАЛА» учащаяся 3 курса В. Труханович (класс преподавателя А. В. Марченко) готовит первую часть Концерта №2 (op.19 B-dur) для фортепиано с оркестром.
Большая концентрация бетховенского репертуара отличает в этом году занятия по камерному ансамблю и концертмейстерскому мастерству. В классах преподавателей О. В. Маркевич, Н. Н. Виноградовой и О. В. Луневич учащиеся работают над скрипичными (ор.12 A-dur и ор.24 F-dur) и виолончельной (ор. 5 g-moll) сонатами, а также фортепианными трио (ор.1 №1 Es-dur и ор.1 №3 с- moll). В классах преподавателей С. Н. Абрамчук и О. В. Луневич осваиваются ансамбли Бетховена с участием деревянных духовых инструментов. Вокальная лирика композитора – редкая гостья в исполнительских программах не только учащейся молодёжи, но и маститых музыкантов – предложена к изучению на занятиях концертмейстерского класса преподавателей И. М. Дерябиной и М. М. Полоневич. Многие из камерных инструментальных и вокальных произведений Бетховена, разученные в учебных классах, прозвучали в декабрьском концерте Музыкальной гостиной, прошедшем в видеоформате.
Самые популярные и любимые во всём мире произведения Бетховена изучаются сегодня в классах оркестрового дирижирования колледжа. Наши учащиеся дирижируют увертюрой из музыки к драме Гёте «Эгмонт» (в классе преподавателя Л. П. Гинько), медленными частями Восьмой — «Патетической», Четырнадцатой — «Лунной» сонат (в классах преподавателей С. А. Гладкого, Е. И. Глеб, П. И. Казака, Н. В. Макаревича) и Тройного концерта для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром С-dur (в классе преподавателя Н. В. Меркуловой-Наливайко). Первые части Симфонии №1 С-dur и Концерта для фортепиано с оркестром №2 B-dur , так же как и медленная часть «Патетической сонаты», разучиваются сразу несколькими учащимися в классах преподавателей С. С. Гарбуза, Е. И. Глеб, В. И. Дубовика и П. И. Казака. Такая ситуация создаёт здоровую конкуренцию и возможности для обмена впечатлениями от работы между учащимися и педагогическим опытом между преподавателями.
Симфонический оркестр колледжа (дирижёр Н. В. Макаревич) в юбилейном году репетирует части нескольких концертов Бетховена: первые — Концерта №2 (ор.19 B-dur, солистка Валерия Труханович, класс преподавателя А. В. Марченко) и Концерта №3 (op.58 с- moll, солист выпускник МГМК им. М. И. Глинки, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, концертмейстер МГМК им. М. И. Глинки Кирилл Ващенко) для фортепиано с оркестром, Largo из Тройного концерта для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром (ор.56 С-dur , солисты Ксения Струнина, Антонина Сандригайло, Мария Ясюкевич — класс преподавателя О. В. Маркевич). Эта музыка прозвучит в большом юбилейном концерте «БЕТХОВЕН. ГАЛА».
Целый каскад «Уроков с Бетховеном» прошёл на дисциплинах музыкально-теоретического цикла в середине декабря 2020 года. Произведения Бетховена постоянно задействованы в учебных занятиях этого цикла в качестве классических примеров при прохождении базисных тем по элементарной теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, полифонии, инструментоведению, инструментовке и прочим дисциплинам. В курсе мировой музыкальной литературы жизнь и творчество композитора подробно изучаются учащимися во втором семестре первого года обучения. Декабрьская неделя вокруг юбилейной даты композитора специально была максимально «тематизирована» бетховенскими посвящениями на разных курсах и дисциплинах. Наши преподаватели проявили большую изобретательность и профессиональное мастерство в работе с музыкой Бетховена в разнообразных жанрах и формах учебной и педагогической деятельности в соответствии со специальностями учебных групп.
На уроках сольфеджио преподаватели Л. Е. Ковалёнок, А. О. Арутюнян, С. П. Руденко в группах 1 ИНО, 2 ИНО, 1М предложили учащимся необычные формы музыкальных диктантов на темы произведений Бетховена. Чтением с листа бетховенских песен занимались учащиеся специальностей «Академический хор» и «Фортепиано» (группы 2АХ и 4Ф) в классе С. П. Руденко.
На уроках гармонии в классе Л. Г. Авсиевич учащиеся специальности «Искусство эстрады» (группа 2ИЭ) отрабатывали навыки гармонического анализа на основе тем фортепианных сонат Бетховена. В классе С. П. Руденко учащиеся группы 3ОДУИ изучали тему «Каденции», анализируя их в произведениях композитора-юбиляра, а учащиеся группы 4Ф узнавали шедевры по гармоническим фрагментам.
В курсе «Анализа музыкальных произведений» музыка Бетховена присутствует практически на всех занятиях по основным темам цикла. Ещё в большем объёме и разнообразных ракурсах шла работа с произведениями композитора на юбилейной неделе. В классе преподавателя Е. В. Коледы группы 3Ф и 3ИНО анализировали периоды в темах фортепианных сонат, учащиеся 3 курса специальности «Музыковедение» делали жанровый и синтаксический анализ тем фортепианных сонат и симфоний, метаморфозы жанра симфонии в творчестве Бетховена и сонатная форма увертюры «Эгмонт» обсуждались с учащимися 4 курса специальности «Инструментальное исполнительство» (группы ИНО и ОССИ), а музыковеды 4 курса сравнивали варианты решений сонатно-симфонического цикла в самых популярных сонатах композитора — «Патетической» и «Лунной».
Занятия в курсе мировой музыкальной литературы также были связаны с фигурой великого венского классика. Преподаватель О. Ч. Белють провела урок на тему «Бетховен и русская музыкальная культура. Серов и Бетховен» с учащимися группы 3М. На уроке преподавателя О. В. Романюк, посвященном Й. Брамсу, учащиеся 2 курса специальности «Музыковедение» подготовили сообщения о творчестве Бетховена, на основании которых были прослежены связи между творчеством двух немецких композиторов. На уроке по дисциплине «Музыкальная критика» в классе преподавателя В. Г. Бычковской музыкально-критическая мысль молодых музыковедов (группа 3М) оттачивалась на сравнительном анализе исполнительских интерпретаций бетховенских фортепианных сонат.
Совсем неожиданным, но очень впечатляющим в череде бетховенских уроков оказался урок по курсу «Сценическая подготовка» в классе преподавателя Г. В. Кулинковича. В русле прохождения темы «Особенности стилевого поведения и танцы европейского общества 18-20 века: историко-бытовой танец» учащиеся 3 курса специальности «Пение» поставили один из самых любимых и показательных танцев бетховенской эпохи контрданс и исполнили его на музыку самого известного контрданса Л. ван Бетховена – Контрданса Es-dur, тему которого сам композитор неоднократно использовал в разных своих произведениях, начиная от простодушных танцевальных пьес для бытового музицирования и венских балов до инструментальных вариаций симфонического размаха и финалов балета «Прометей» и Третьей «Героической» симфонии. Это ли не свидетельство универсальности и всеохватности бетховенского гения: ведь его музыку можно не только слушать, исполнять на музыкальных инструментах, петь, изучать, анализировать — но и танцевать!
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.