Концерт Лойко (3)С 6 по 11 апреля 2021 года в Минском музыкальном колледже имени М.И.Глинки прошла неделя цикловых комиссий «Музыковедение» и «Общий курс музыкально-теоретических дисциплин».

В представленных преподавателями мероприятиях нашли своё воплощение оригинальные творческие идеи, отражающие аспекты преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, использования методов и приёмов, направленных на повышение результативности, а также уровня заинтересованности и мотивации учащихся колледжа в процессе обучения.

Открылась неделя Научно-практической конференцией «Бетховен и время» в рамках проекта «Великие имена и памятные даты», продолжающая круг юбилейных мероприятий на отделении «Музыковедение», приуроченных 250-летию со дня рождения Бетховена, гиганта, «чьи шаги, – по словам Иоганнеса Брамса, – мы неизменно слышим за собой».

«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии» – этими словами выдающегося композитора, пианиста и дирижёра Людвига ван Бетховена было открыто мероприятие, на котором выступили учащиеся I – IV курсов специальности «Музыковедение»: Ангелина Чех, Ксения Кораблёва, Елена Белягина, Ольга Болбас, Елена Мищук, Анна Бахонько, Дарья Гамеза, Александра Папроцкая, Каролин Бито и Нина Шумская. Доклады создавались под чутким руководством преподавателей цикловой комиссии «Музыковедение»: С.П.Руденко, И.Н.Казанцевой, Е.В.Коледы, О.Ч.Белють, О.В.Роговой, О.В.Романюк.

Темы докладов отличались разнообразием, многовекторностью, отражая актуальные направления в изучении жизни и творчества композитора. Во время конференции прозвучали отдельные произведения Бетховена: Соната для фортепиано ор.78 Fis-dur в исполнении Александры Кузьменко (учащаяся IV курса специальности «Фортепиано»), песня «Сурок» ор.52 № 7 и романс «Стремление» ор.83 № 2, исполненные Александрой Папроцкой и Ниной Шумской (учащиеся IV курса специальности «Музыковедение»).

Это слайд-шоу требует JavaScript.

На конференции «Бетховен и время» царила творческая, дружественная атмосфера. Все участники и слушатели были заинтересованы в представленной тематике докладов и имели возможность познакомиться с интересными материалами о жизни и творчестве юбиляра. Безусловно, данное событие можно считать ещё одной важной ступенью в развитии исследовательской мысли учащихся.

Кульминационным моментом мероприятия стало подведение итогов II дистанционного конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам «АЗаrt» и вручение дипломов учащимся колледжа, занявшим I, II и III места в номинациях «Музыкально-исследовательская деятельность», «Музыкальная журналистика и критика», «Музыковед-биограф».

7 апреля 2021 года состоялся Концерт класса Дмитрия Александровича Лойко «Homo partum». В программу концерта вошли новые хоровые, камерно-инструментальные и вокальные сочинения учащихся колледжа. Экспериментируя с разными стилями и техниками письма, молодые авторы стремились внести в содержание музыки современные идеи, не забывая о национальной теме. Представленные произведения для разных исполнительских составов были исполнены учащимися специальности «Музыковедение», «Дирижирование (академический хор)», «Инструментальное исполнительство (фортепиано)», «Искусство эстрады», «Инструментальное исполнительство (инструменты народного оркестра). Для юных музыкантов это было ещё одним из интересных и ценным практическим опытом совершенствования своего уровня мастерства в сложном пути овладения профессией.

В концерте приняла участие Виктория Барановская, выпускница Д.А.Лойко, лауреат международных конкурсов, студентка Белорусской государственной академии музыки (класс композиции В.Н.Корольчука), исполнившая цикл миниатюр для фортепиано соло «Времена года».

В завершении концерта прозвучали две фортепианные пьесы «Чаромхавы адвячорак», «Бруснічны факстрот» композитора, пианиста, органиста, лауреата международных конкурсов, участника фестивалей современной музыки, члена Союза белорусских композиторов и Белорусского союза музыкальных деятелей Ирины Петкевич.

8 апреля 2021 г. состоялась лекция-концерт «”Вокальный театр” М.П.Мусоргского» Ольги Чеславовны Белють и учащихся III курса специальности «Дирижирование (академический хор)». Преподаватель осветила наиболее яркие страницы камерно-вокального творчества русского композитора и совместно с учащимися попыталась воссоздать практику исполнения камерно-вокальных сочинений не только на сцене, но и с использованием костюмов, декораций, которые были созданы учащимися.

В лекции-концерте очень точно были отражены особенности «вокального театра» М.П.Мусоргского, представлены наиболее показательные сочинения композитора, раскрывающие многогранность таланта: миниатюры-сценки «В углу» (исполнители – А.Чернухо и Е.Выбылова), «С куклой» (исполнители – Д.Тараскевич и Д.Зорин). Комическая одарённость Модеста Петровича была ярко представлена музыкальным памфлетом «Классик» (исполнители – Д.Зорин, Д.Тараскевич), в котором высмеивается композитор, критик, профессор Петербургской консерватории, А.С.Фаминцин. Гротескный образ-символ всевластного ничтожества – королевского фаворита – блохи, ярко представленного в «Песне Мефистофеля в погребке Ауэрбаха», показали В.Астапенко, М.Семенова, Е.Рыбницкая.

В завершении прозвучали лучшие из поздних вокальных произведений М.П.Мусоргского: «В четырёх стенах» из цикла «Без солнца» (исполнители – Э.Губарева, Л.Якубович) и «Колыбельная» из цикла «Песни и пляски смерти» (исполнители – Е.Мискевич, Е.Выбылова, Е.Рыбицкая, О.Ч.Белють), став кульминацией лекции-концерта.

По мнению преподавателя, форма урока в виде лекции-концерта создаёт оптимальные условия для погружения в эпоху, способствует глубокому изучению творчества композитора, гармоничному соотношению теории и практики, созданию атмосферы мотивированного, творческого обучения.

9 апреля 2021 г. состоялся семинар Ларисы Евгеньевны Ковалёнок для преподавателей музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин «Метапредметный подход в образовательном процессе. Теория и практика». На встрече была обоснована необходимость метапредметного подхода, предложены пути его реализации в образовательной практике колледжа и обозначены возможные способы организации учебной деятельности, направленные на достижение метапредметных результатов.

В завершении недели цикловых комиссий 11 апреля состоялся праздник музыкальной грамотности, международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант» (руководитель проекта – Александр Алейников), которая прошла на территории России, Беларуси, Донецкой Народной Республики и Казахстана. В первый раз Минский музыкальный колледж имени М.И.Глинки стал одной из 260 площадок акции.

Участникам предстояло несколько раз прослушать авторский музыкальный отрывок, который исполняли опытные педагоги цикловых комиссий «Музыковедение» и «Общий курс музыкально-теоретических дисциплин» колледжа, и грамотно записать нотами услышанный материал. Предусмотрено было 11 диктантов разного уровня сложности. В акции приняли участие более 50 человек (учащиеся колледжа и ДМШИ № 4 г. Минска), которые успешно справились с заданием.

Разнообразные мероприятия, проведённые цикловыми комиссиями «Музыковедение» и «Общий курс музыкально-теоретических дисциплин», способствуют повышению активности, развитию творческого мышления и интереса учащихся к образовательному процессу.

Романюк О.В.