Все12 мая 2021 года в учреждении образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки» прошёл IV Оркестровый молодежный форум, автором которого является директор колледжа Владимир Михайлович Черников, организованный цикловой комиссией «Оркестровое дирижирование» (председатель цикловой комиссии Гинько Л.П.). К слову, проект получил Гран-При Международного открытого конкурса искусств и педагогического мастерства в Санкт-Петербурге.

В концертной программе, посвящённой блестящему дирижеру Петру Викторовичу Вандиловскому, приняли участие пять оркестровых коллективов, девять прекрасных дирижёров. О музыканте, чьё высочайшее исполнительское мастерство оставило неизгладимый след в истории, вспоминали все, кто принял участие в концерте. «Истинный вклад Вандиловского в белорусскую культуру недооценён. Он не имел званий, но при этом собирал аншлаги! Он не имел государственных наград, но афиши с его именем были расклеены по всем городам Беларуси и далеко за её пределами… Мне посчастливилось быть и учеником Петра Викторовича, и коллегой, и другом», – поделился директор нашего колледжа, доцент В.М. Черников.

Оркестр белорусских народных инструментов под руководством Владимира Черникова исполнил Увертюру № 3 Д. Смольского, в которой энергия и задор сменялись поэтичными лирически-возвышенными страницами, а выразительные динамические оттенки усиливали такой тематический контраст.

Продолжил концерт один из недавних выпускников Петра Викторовича, преподаватель кафедры струнных народных щипково-ударных инструментов Дмитрий Колотило. В пластично-выразительной манере он продирижировал сочинением В. Солтана «Думка».

Ещё два номера, исполненные Оркестром белорусских народных инструментов под руководством Владимира Черникова, стали одними из самых ярких и впечатляющих для публики.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

…Прозвучала «Зима» из цикла «Времена года» А. Пьяццоллы. Сочетание мускулистого ритма танго и вдохновенно исполненных в духе импровизации каденций создали поистине потрясающее впечатление. Солист – лауреат международных конкурсов Михаил Волчков – покорил слушателей непревзойденным артистизмом, темпераментом и филигранным владением всеми видами техники.

Но настоящий шквал аплодисментов вызвала пьеса-шутка для ударных с оркестром  «Чаму ж мне ня пець» В. Кузнецова: это сочинение было  буквально «пронизано»  искрящейся энергией. Реплики духовых, чередующиеся со «взрывами» ударных, речевые цитаты белорусской народной песни, постепенный переход от «африканских» ритмов к «похоронным» ударам большого барабана создали подлинно ошеломляющий эффект! Но публика увидела еще и настоящее «сценическое действо»: дирижёр В.М. Черников, касаясь дирижёрской палочкой оркестрантов, словно «пробуждал» оцепеневшие, застывшие фигуры к звуковой жизни. Безусловно, шутка удалась!

Концерт продолжил Оркестр русских народных инструментов нашего колледжа, с которым Петра Викторовича Вандиловского связывали особенно теплые отношения. Именно здесь молодой дирижер, являясь тогда еще ассистентом-стажером кафедры Оркестрового дирижирования Белорусской государственной консерватории, начинал свой творческий путь. В исполнении Оркестра русских народных инструментов МГМК им. М.И. Глинки (художественный руководитель и дирижер Виталий Дубовик) прозвучала знаменитая песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Нежность». Приятным сюрпризом стала оригинальная оркестровка и “свежее” прочтение мелодии солисткой Валерией Горбачёнок (класс преподавателя Косаревой О. В.).

После проникновенных слов супруги и бывшей ученицы Петра Викторовича, председателя секции оркестрового дирижирования в Гимназии-колледже при БГАМ Дины Дмитриевны Вандиловской, прозвучала пьеса В. Иванова «Вяртанне да спадчыны». Почти невесомая, солнечно-просветленная мелодия с тревожно пульсирующим сопровождением постепенно преобразовывалась в необъятное, бескрайнее пейзажное полотно: это сочинение действительно трогательно-задушевной кульминацией концерта.

В концертной фантазии на тему романса Алябьева «Соловей» А. Вьетана блистательно солировала лауреат международных конкурсов Виктория Москалёва (класс преподавателя Волосюка Я. А.). Необходимо отметить неизменно чуткое, деликатное отношение руководителя оркестра Виталия Дубовика к солистам. Благодаря мастерству дирижёра и в песне А.Пахмутовой, и в концертной фантазии А.Вьетана возникал проникновенный диалог оркестра и солистов.

Третьим коллективом, вышедшим на сцену, стал камерный оркестр Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки (художественный руководитель Александр Терещенко). Ведущая концерта Ирина Лукьянова напомнила публике о глубоком осознании специфики камерного оркестра П.В. Вандиловским, о его тесном сотрудничестве с камерным оркестром БГАМ, Государственным камерным оркестром Республики Беларусь. Под управлением старшего преподавателя кафедры концертмейстерского мастерства, концертмейстера кафедры оркестрового дирижирования и инструментовки БГАМ Ольги Геннадьевны Макеевой в исполнении камерного оркестра прозвучал фрагмент Концерта для органа с камерным оркестром Ф. Пуленка. Нельзя не отметить полное и органичное взаимопонимание между дирижёром и солисткой Калиникой Медведевой.

Программу духового оркестра МГМК им.М.И.Глинки открыло одно из самых популярных танго аргентинского композитора А. Пьяцоллы «Oblivion» («Забвение»). Голос кларнета (соло – Михаил Гарбуз), «изливая» задумчивую элегическую мелодию, буквально парил над прозрачным, но собранным и ритмически четким аккомпанементом. Заведующий кафедрой духовой музыки БГУКиИ, художественный руководитель Концертного оркестра «Светоч», доцент Виктор Михайлович Волоткович не только продирижировал номером без партитуры, но и в какой-то момент «отошёл в сторону», позволив музыкантам продемонстрировать слаженность их звучания, отличное чувство ансамбля.

Удивительно светло и проникновенно прозвучал пленительное «Адажио» из балета К. Караева «Тропою грома». Такую оригинальную «стратегию» – выход за рамки традиционного для духового оркестра репертуара – проводит художественный руководитель и дирижёр духового оркестра МГМК им. М.И.Глинки Александр Терещенко.

…В своей жизни П. Вандиловский поработал с оркестрами практически всех видов. После окончания ассистентуры-стажировки в 1986 г. Петру Викторовичу предложили работу в Минском музыкальном училище в качестве руководителя симфонического оркестра, который под его управлением стал победителем Республиканского конкурса оркестровых и хоровых коллективов. Симфонический оркестр нынешнего состава (художественный руководитель и дирижер Николай Макаревич) открыл своё выступление «Грустным вальсом» Яна Сибелиуса — одним из любимых сочинений П. Вандиловского. Музыка с чередованием то томительно-скорбных, то воодушевленно-стремительных образов была столь созвучна идее концерта-посвящения!

Еще одним гостем концерта был главный дирижер Симфонического оркестра Белгостелерадиокомпании, главный дирижер симфонического оркестра Брестского театра драмы, доцент кафедры оркестрового дирижирования и инструментовки БГАМ Александр Сосновский. Под его управлением прозвучало утончённо-хрупкое Интермеццо из оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини. А ярким финалом концерта, сконцентроровавшим почти безграничный спектр эмоциональных оттенков, стало исполнение Сцены восстания из балета «Спартак» А. Хачатуряна под управлением Николая Макаревича.

Дирижер – особая фигура в мире музыки, творец, не издающий ни одного звука в процессе исполнения! Но именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения: он буквально «материализует» музыку. И П.Вандиловский был таким творцом! Как замечательно, что и опытные, подлинно «маститые», и молодые дирижёры смогли поделиться со всеми нами памятью о своем друге и учителе: искренние и трогательные воспоминания о Маэстро, слайд-шоу из фото семейного архива дирижёра были включены в канву концерта. Эта памятная встреча стала незабываемым ярким событием с невероятными участниками – и оркестрами, и солистами, и дирижёрами. Воодушевленная публика долго благодарила артистов за подаренные минуты радости общения с прекрасной Музыкой и подлинную феерию эмоций!

С.Руденко