IMG-b753344cc2323feb6e748b3178845eca-VВ приближении Рождества и Нового года, самых теплых и душевных праздников, всегда хочется, чтобы совершилось чудо, хотя бы маленькое, но непременно светлое и радостное. И таким ярким, светлым и радостным чудом оказался концерт класса преподавателя Сущени Татьяны Михайловны, который состоялся 10 декабря 2021 года в Камерном зале имени В.С. Савина нашего колледжа. Как новогодняя елка, украшенная блестящими хрустальными шарами, концерт украсили выступления учащихся класса.

Открыла концерт учащаяся ІІІ курса Стефания Коктыш. В её исполнении прозвучала Сюита для лютни Леопольда Вайса в переложении Т.М. Сущени. Элегантная танцевальная музыка XVIII века сразу же создала удивительную атмосферу праздника в зале. Слушатели как завороженные следили за легкой игрой Стефании. Прозрачный и светлый звук цимбал a capella словно мерцающий огонек свечей звучали отблески pizzicato и мягкие удары цимбальных молоточков. Очень удачное переложение барочной лютневой музыки займет достойное и устойчивое место в репертуаре для цимбал.

IMG-b16d686478d137099ae2e646f09729fe-VПосле исполнения Сюиты прозвучала пьеса американского скрипача и композитора ХХ века Уильяма Кролла «Банджо и скрипка». Игривый диалог банджо, представленного народным стилем кантри, и певучего и гибкого звучания скрипки прозвучал красочно и живо и органично вписался в общее настроение концерта.

Барочную линию концерта продолжила учащаяся I курса Кристина Понамарева, исполнившая I-ю часть Концерта для скрипки Жан-Мари Леклера. Выступить в концерте класса для учащегося на первом курсе  большая ответственность и, как правило, это сопряжено с большим волнением. Не смотря на это, Кристина справилась с достоинством. Концерт прозвучал в стиле, с чувством формы. Игра отличалась стабильностью и эмоциональностью, соответствующей барочной музыке.

IMG-eae46b15b3477bbb0b2a1717572c11be-VВиртуозные качества своей игры Кристина проявила в исполнении пьесы Александра Цыганкова «Падеспань». Искрометное, эффектное сочинение, написанное для домры, не теряет своего блеска и в версии для цимбал. И можно с уверенностью сказать, что Кристина со своей задачей справилась и уже в первом своем выступлении на концертной сцене колледжа показала многообещающий потенциал.

Несомненно лирическим центром концерта явилось выступление учащейся ІІІ курса Полина Ласюк, исполнившая ІІ-ю часть Сонаты № 1 для скрипки Александра Гедике. Полине очень хорошо удалось показать мягкий тембр цимбал, мельцайшее тремоло, создавшего эффект бесконечного legato. Точное чувство фразы, исключительная музыкальность, выстроенная драматургия, создание насыщенного художественного образа – вот те качества, отличающие исполнительский стиль Полины.

IMG-07e8642ab4a68dab5efb37f05c9a6da3-VУчащаяся ІІ курса Вероника Малахова исполнила известный вальс Франца Крейслера «Радость любви». Первые же аккорды уносят слушателя в Вену, столицу вальса, ослепительных балов и новогоднего концерта в Мюзикферайн. Энтузиазм и артистизм исполнения Вероники, чувство агогики и пластики мелодики сочинения были отмечены горячими апплодисментами публики.

Динамичностью, виртуозностью, полнотой чувств и эмоциональностью отличалось выступление учащейся ІІІ курса, лауреата Открытого республиканского конкурса испонителей на народных инструментах имени И.И. Жиновича Ирины Гапанович. Ею были исполнены технически сложная «Прелюдия и хора-капприччиозо» Исидора Бурдина и гротескная пьеса Вячеслава Кузнецова «Игра вдвоем». Оба сочинения отличаются развитой фактурой, неординарным строением фразы, частой и быстрой сменой штриховой и динамической палитры, требующей мгновенной реакции исполнителя. Ирина со всеми исполнительскими задачами справилась с присущим ей артистизмом, блеском и в тоже время вдумчивостью и глубоким проникновением в художественный образ.

IMG-a84f55b24650a45300498cd6c8871112-VНастоящим украшением концерта стал ансамбль цимбалистов «Белорусочка». Строго выверенный звуковой баланс, владение гибкостью динамических оттенков, прорисованность фактурных линий, великолепная синхронность, что так важно для цимбальных ансамблей, отличают исполнительский стиль ансамбля «Белоруссочка», который достойно носит звание народного любительского коллектива. В исполнении ансамбля прозвучал «Хорал» немецкого композитора  Йоханна Кребса XVIII века в переложении Т.М. Сущени для ансамбля. Строгое и в тоже время лиричное звучание a capella сразу же захватило внимание слушателя. Аккордовая органная фактура, плавное голосоведение, смена насыщенности и разреженности звучания создали атмосферу преддверия Рождества.

Яркая разнообразная обработка еврейской народной песни «Семь сорок» Леонида Малиновского, исполненная ансамблем, очень точно передала веселый, безудержный характер танцевальных праздичных вечеров. Следует отметить, что все трудности технически виртуозного характера преодолевались участниками ансамбля с большим умением, а агогические оттенки, продемонстрированные в исполнении, поражали пластичностью и слаженностью. Это тем более ценно если учесть, что в ансамбле участвуют учащиеся только І-ІІІ курсов.

IMG-ffbf3541d7067ed1ce804c8b84ca3e6c-VВ качестве новогоднего подарка на бис были исполнены «Белорусские танцы» корифея исполнительства на белорусских цимбалах Иосифа Жиновича. Безусловно, это указывает на то, что класс преподавателя Т.М. Сущени хранит и приумножает цимбальные традиции.

Особыми словами хочется отметить концертмейстера класса Ольгу Алексеевну Киранову. Невероятно точное чувство солиста, чуткий ответ на малейшие изменения темпа и динамики, поддержка солистов в минуты волнения, идеальный баланс между аккомпанементом и сольной партией, блестящее владение фортепианной фактурой, умение представить её в оркестровом звучании – вот те далеко неполные качества, которые отличают игру Ольги Алексеевны. Казалось, что один взгляд солиста на концертмейстера перед выступлением, вселяет уверенность в себе и вдохновляет на артистическое самовыражение.

И конечно несомненный лидер и вдохновитель концерта – преподаватель Сущеня Татьяна Михайловна. Безупречная педагогическая работа Татьяны Михайловны была видна в каждом движении учеников её класса – от выхода на сцену и поклона, сценических костюмов до владения исполнительской технологией, чувством драматургии и погружения в художественный образ.

Татьяне Михайловне удается не только научить учащихся чувствовать инструмент и его возможности, она воспитывает в своих учениках любовь к исполняемой музыке, уважение к композиторской идее и стремление её полного и совершенного воплощения.

И пусть им пока не совсем удаются некоторые сложные технические моменты в программе данной, как говорят, «на вырост». Благодаря трудолюбию и стремлению двигаться вперед все их исполнительские успехи в будущем. И уже сейчас видно, что успехи эти будут высокого порядка.

Черников В.М.