Этномузыколог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств БССР, член Союза композиторов БССР

Выдающаяся музыковед — фольклорист, посвятившая свой талант исследованию белорусской народной песни, родилась 14 марта 1906 года в Тифлисе. Переехав с матерью в Одессу, обучалась на курсах для взрослых имени Коммунистического Интернационала молодежи в секторе рабфаков (1922–1924), затем на фортепианном отделении Музпрофшколы при Одесской консерватории. В 1927 г. поступила на музыкально-педагогический факультет Музыкально-драматического института им.Л.Бетховена (Одесскую консерваторию в тот период разделили на музыкальный техникум и названный институт), но, не завершив учёбу, переехала в Москву.
В период с 1929 по 1932 Лидия Сауловна сочетала обучение в музыкальном техникуме им. А.К.Глазунова и работу. Ей довелось трудиться музыкальным руководителем в Московском районном Доме пионеров, в детском саду Хамовнического района, преподавателем сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе им. А.К.Глазунова.
В 1932 году Лидия Сауловна продолжила музыкальное образование на историко-теоретическом факультете Московской государственной консерватории в классе А. Хохловкиной, посещала курсы выдающихся музыковедов К. Квитки, Е. Гиппиуса, В. Цуккермана, Л. Мазеля, М. Иванова-Борецкого.
Деятельная натура Лидии Сауловны требовала реализации: она работала выездным инструктором Всесоюзного радиокомитета (с июня по сентябрь 1932), консультантом Всесоюзной выставки музыкальных инструментов в Москве (1937-1938). Окончила МГК с отличием и была приглашена на работу в БГК им. А.В.Луначарского ректором М.А. Бергером. С 1939 по 1941 год преподавала народное музыкальное творчество, историю русской и зарубежной музыки в Минском музыкальном училище и БГК им. А.В.Луначарского.
Параллельно, став членом СК СССР, Лидия Сауловна активно занималась исследовательский и критико-публицистический деятельностью. Она глубоко изучала творчества белорусских композиторов, написала статьи о музыке Н. Чуркина, М. Крошнера, А. Туренкова, В.Золотарёва.
Война застала Лидию Сауловну в Москве, куда она прибыла 22 июня 1941 года в командировку, чтобы сделать доклад на кафедре Л.А.Мазеля о Сонате ор. 106 Бетховена. 3 июля 1941 года поступила на курсы медсестер. По их окончании, в сентябре 1941 года была направлена в медсанбат 324-й стрелковой дивизии, в составе которой дошла до Кёнигсберга. Была ранена. Затем была направлена на Дальний Восток, где участвовала в советско-японской войне в составе Квантунской армии. Демобилизована по разным данным 27 июля или 1 августа. Награждена восемью медалями, орденом Отечественной войны II степени.

В 1945—1946 годах работала учителем музыкальной школы Ленинградского района Москвы, в 1947 году преподавала в Горьковской консерватории (ныне Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки), в 1947—1948 годах стала преподавателем в Музыкальном училище при Московской консерватории.
В Минск вернулась в 1948 году и до конца жизни занималась педагогической, научной и публицистической деятельностью в Белорусской государственной консерватории и Союзе композиторов Белорусской ССР. В Минском музыкальном училище преподавала с 1948 года до конца ноября 1951 года.
Магистральной сферой научных интересов Мухаринской стал белорусский фольклор: на протяжении многих лет Лидия Сауловна организовывала фольклорные экспедиции, собрала свыше 900 образцов народно-песенного творчества Беларуси.
В 1968 году в Московской консерватории защитила кандидатскую диссертацию на тему «Современная белорусская народная песня (Белорусское народное песнетворчество советской эпохи): Историческое развитие. Интонационный склад».
Результатами фундаментальной работы по изучению стилистики, интонационного строя народной песни стали многочисленные труды, не утратившие актуальности в наши дни: «Партизанские песни Белоруссии и их слагатели» (1964), “Мелодический язык современной белорусской народной песни” (1966), “Белорусская народная партизанская песня, 1941–1945” (1968), «Историческое развитие белорусской революционной песни» (1969), «Вопросы исторического развития белорусского народного музыкального творчества» (1976), «Белорусская народная песня. Историческое развитие» (1977), «К вопросу об эстетическом освоении действительности в современном белорусском народно-песенном творчестве» (1982). Значительным вкладом в формирование и распространение системных научных знаний стало создание учебных пособий: «Гісторыя беларускай савецкай музыкі» (1971, в соавт.); «История белорусской музыки» (1976, в соавт.); «Беларуская народная музычная творчасць» (1993, в соавт.).
Лидия Сауловна была автором цикла радиопередач «Адказы на пісьмы партызан», телепередач, выступала с докладами на научных конференциях, конгрессах, симпозиумах, семинарах (в том числе всесоюзных и международных).
Награждена дипломом Гос. комитета по радиовещанию и телевидению (1965), Почетными грамотами Министерства культуры БССР (1966), общественных и профсоюзных организаций, значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1969). В 1974 году получила звание заслуженного деятеля искусств БССР.
С.П. Руденко
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.