Проект «Белорусская музыкальная культура: эпохи в лицах»
Автор и разработчик проекта: кандидат искусствоведения, преподаватель цикловой комиссии «Музыковедение» Сакович Елена Петровна
Временные рамки проекта: 2012 – 1018 гг.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Учреждения среднего специального образования в сфере культуры призваны выполнять государственный заказ по формированию музыканта-профессионала. Эффективность образовательного процесса зависит от профессиональной компетентности педагога, которая определяется в т.ч. владением различными педагогическими технологиями, познавательной активностью, саморазвитием, усвоением знаний в различных (смежных) областях.
ПРОБЛЕМЫ:
отсутствие в свободном доступе специальной музыковедческой и научно-популярной литературы, учебников и учебных пособий, адаптированных для восприятия учащимися;
низкий уровень знаний учащихся в области истории белорусской культуры и музыки;
небольшое количество аудио- и видеозаписей произведений старинной белорусской музыки;
неспособность учащихся самостоятельно систематизировать знания, полученные в курсах разных учебных дисциплин (история Беларуси, мировая музыкальная литература, белорусская литература);
инертность мышления учащихся.
ПРОТИВОРЕЧИЯ: необходимость выполнения государственного заказа по подготовке квалифицированного и всесторонне образованного специалиста и отсутствие:
мотивации и способности отдельных учащихся к поиску, отбору, систематизации информации об истории отечественной культуры и музыки;
системного подхода к осуществлению межпредметных связей дисциплин профессионального цикла;
специальной научной и научно-популярной литературы, излагающей информацию в адаптированном для восприятия учащимися виде;
противоречивый, полемичный подход к освещению различных явлений белорусской истории и музыки в разных источниках.
ЦЕЛИ:
повышение профессиональной эрудиции учащихся, расширение их профессионального кругозора через приобщение к высшим образцам белорусской музыкальной классики разных эпох;
повышение мотивации учащихся к изучению отечественной истории, литературы, мировой музыкальной литературы;
формирование интегрированного мышления молодого специалиста.
ЗАДАЧИ:
разработать концепцию проекта (жанры, тематика, содержание, стиль);
разработать, подготовить и провести ряд лекций, спектаклей, уроков различной тематики и направленности;
популяризировать полученные результаты путем публикации в печатных изданиях;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
повышение интереса учащихся к изучению музыкально-исторических дисциплин, истории Беларуси (Польши, Литвы, России) и белорусской литературы;
формирование творческой инициативы, пробуждение интереса к исполнению произведений белорусской музыки разных эпох;
обобщение опыта работы с целью его использования другими преподавателями.
Пояснительная записка
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому» (А.С. Пушкин)
«Белорусская музыкальная культура: эпохи в лицах» — это музыкально-просветительский проект, посвященный популяризации и пропаганде музыкального прошлого Беларуси.
Одной из насущных проблем, в настоящее время находящейся на стадии частичного разрешения, является отсутствие (в т.ч. в широком доступе) специализированной научной и научно-популярной литературы по вопросам белорусской музыки различных эпох. Отдельные издания ориентированы на читателей, имеющих необходимые базовые знания (студентов ВУЗов). Некоторые издания не систематизированы и не адаптированы для учащихся.
Другой важной проблемой, с которой сталкивается педагог, является отсутствие пространственно-временной координации (разрозненность, рассредоточенность) знаний, полученных учащимися в курсах истории Беларуси, белорусской литературы, мировой музыкальной литературы. Отдельные учащиеся демонстрируют незаинтересованность в изучении отечественной истории и культуры вследствие весьма низкого уровня эрудиции и образования. Вместе с тем, изучение курса белорусской музыкальной литературы имеет огромное познавательное, образовательное и воспитательное значение в процессе подготовки будущих музыкантов-профессионалов. Особо важное значение имеет данный курс в формировании национальной самоидентификации учащихся, в развитии патриотических чувств.
Главная задача педагога – превратить курс белорусской музыкальной литературы в насыщенный живым музыкальным материалом и имеющим большую познавательную ценность предмет.
Именно с этой целью был задуман проект «Белорусская музыкальная культура: эпохи в лицах». Он проводится в разных жанрах: лекция-презентация, лекция-концерт, музыкальный спектакль, оперная постановка (в зависимости от тематики).
Зрителям предлагаются увлекательные экскурсы в различные исторические эпохи, героями которых являются выдающиеся представители белорусского музыкального искусства. В живой, доступной (часто игровой) манере зрителям излагаются наиболее яркие и занимательные фрагменты их биографии, творчества, общения, воссоздается дух эпохи, проливается свет на малоизвестные эпизоды истории музыкальной культуры Беларуси.
Широко используется звучание музыки (в аудиозаписи или в живом исполнении).
Портфолио проекта
В рамках проекта ежегодно проводятся мероприятия в различных жанрах:
- Лекция-концерт с элементами презентации «Радзивиллы в белорусской культуре» (апрель 2012 г.).
- Лекция и презентация «Белорусский музыкальный театр эпохи Классицизма» (март 2013 г.).
- Постановка школьной оперы «Аполлон-законодатель» (в сотрудничестве с Т.В. Сущеней, силами учащихся III курсов исполнительских специальностей) (март 2014 г.).
- Интерактивная лекция и презентация «Из истории создания Государственного гимна РБ» (апрель 2016 г.). Статья опубликована в сборнике «Музычная культура Беларусі і свету ў разнастайнасці гукавых ландшафтаў» – Вып. 37. – 2016. – 291 с.
- Музыкальный спектакль «Бал столетий: фантастические зарисовки из жизни белорусской шляхты» (сценарий, постановка Е. Сакович, актеры – учащиеся I – IV различных специальностей). Сценарий опубликован в журнале «Роднае слова» 2017 № 10.
НОВОСТИ ПРОЕКТА:
«В. Оловников : эпоха в песнях»