Сегодня Минский музыкальный колледж имени М.И.Глинки славится богатейшими музыкальными традициями и яркими исполнителями. Большая заслуга в этом принадлежит педагогическому коллективу, который за вековой период своей профессиональной деятельности оказал существенное влияние на развитие музыкальной культуры Беларуси и подготовил значительное количество специалистов. Выпускники колледжа становятся концертмейстерами, артистами оркестровых и хоровых коллективов, их руководителями и участниками творческих ансамблей. Однако подавляющее большинство выпускников ведут по окончании педагогическую деятельность в детских школах искусств, учреждениях общего среднего и дополнительного образования. Полную модель будущей профессионально-педагогической деятельности выпускника даёт педагогическая практика. Она позволяет интенсифицировать учебный процесс, повышает уровень профессиональной мотивации, основанной на опыте педагогической работы

С глубоким уважением и благодарностью хочется вспомнить тех, кто находился у истоков подготовки молодых специалистов, поражая своим энтузиазмом, работоспособностью и преданностью своему делу. Педагогическая практика как один из видов практического обучения учащихся была введена в учебный план в 1956 году и на протяжении десятилетия проходила в детских музыкальных школах города Минска. Ответственными за педагогическую практику назначались педагоги отделов. Например, на отделе «специальное фортепиано» практикой учащихся руководили педагоги Р.В.Семеняко, А.В.Тандит, на отделе народных инструментов — Е.Р.Кореневский. Рассредоточенность педагогической практики по детским музыкальным школам создавала ряд трудностей. Назревал вопрос концентрации всех видов педагогической практики у инструменталистов и теоретиков непосредственно в здании училища. В связи с этим в 1966 году при Минском музыкальном училище имени М.И.Глинки был организован сектор педагогической практики, на базе которого вот уже 47 лет проходят подготовку молодые начинающие учителя.

ФОТО 2  Г.В.Оловников первый заведующий производственной практикой в Минском государственном музыкальном училище с 1967 по 1970 годы

ФОТО 4 Репетиция духового оркестра училища. Рук. Г.В.Оловников, 1965г.Первым заведующим производственной практикой и одновременно отделом сектора практики был назначен Глеб Владимирович Оловников – ветеран Великой Отечественной войны, дирижёр и солист Государственного народного оркестра имени И.И.Жиновича, главный дирижёр Государственного ансамбля танца и пляски БССР, создатель гобойной школы в Беларуси. За годы работы в Минском государственном училище (1951– 1973) Г.В.Оловников преподавал гобой, дирижирование, инструментоведение, руководил духовым оркестром.

Среди его выпускников — преподаватель учреждения образования «МГМК им.М.И.Глинки», — Т.В.Пигулевская.

ФОТО 5 Преподаватель МГМК им. М.И.Глинки по класу гобоя Т.В.Пигулевская

Являясь заведующим производственной практикой (1967-1970), Г.В.Оловников особое внимание обращал на ведение документации, посещение детьми сектора практики, проведение академических концертов. При этом он подчёркивал в своих требованиях необходимость присутствия на академических концертах как практикантов, так и преподавателей – консультантов. К академическому концерту допускались дети со второго года обучения с обязательной программой из двух произведений. Зачисление детей в сектор практики, распределение учащихся по видам практики, например, концертмейстерской, а также назначение ответственных за проведение академических концертов проводилось распоряжением по училищу.

ФОТО 7.Л.Е.ШкольниковВ 70-х годах XX века работу по практическому обучению возглавляют Л.Е.Школьников и позднее, З.И.Шупеня. Леонид Ефимович Школьников за годы работы обратил внимание на практическое обучение учащихся по всем специальностям. Имея опыт создания ДМШ, будучи директором музыкальных училищ в Бресте (1959-1963) и Молодечно (1963-1970), — в Минском музыкальном училище (1970-1972) Л.Е.Школьников попытался преобразовать сектор практики в музыкальную школу при училище, стремясь тем самым повысить качество обучения, наладить целостную учебно-воспитательную работу.

«И в Бресте, и в Молодечно, так называемые сектора практики, — вспоминает Л.Е. Школьников, — мы преобразовали в музыкальные школы при училищах с тем, чтобы поднять уровень обучения детей. Предполагалось, если практическим обучением руководят педагоги, то качество обучения в музыкальной школе при училище должно быть выше, чем в любой другой музыкальной школе. Преподаватели должны так руководить практикой учащихся, чтобы результаты обучения детей были более высокими, чем в ДМШ. Эта задача была выполнена. …В Минском училище я обобщил опыт организации практического обучения в училищах. Меня попросили с делегацией выехать в Москву на ВДНХ, где был заслушан мой доклад по практическому обучению в музыкальных училищах как опыт Беларуси…» Работа Л.Е.Школьникова «Организация практического обучения в музыкальном училище» получила наивысшую оценку, медаль ВДНХ и на сегодняшний день хранится в Национальной библиотеке РБ.

ФОТО 8 1976г. Слева направо зам. директора по учебно-производственной работе З.И.Шупеня, зав. учебной частью сектора практики И.БочароваВ 80-е годы совершенствованию практического обучения способствовала специализация педагогических кадров и создание стабильной базы практического обучения учащихся.  В течение 16 лет, начиная с 1972 года, работой по практическому обучению руководила З.И.Шупеня, преподаватель по классу флейты Минского государственного музыкального училища. Потеряв перед Великой Отечественной войной родителей и воспитывавшись в детском доме, З.И.Шупеня долгие годы поддерживала связь со специализированным детским домом для детей военнослужащих в г.Минске «В 1949 году, в связи с поступлением в Минское музыкальное училище, меня из Борисова перевели в детдом №8. Здесь я окончила училище и поступила в консерваторию. С 1949 по 1951 годы была председателем детсовета, с 1952 года — ответственной за комсомольскую работу, в 1953 году направлена горкомом ЛКСМБ старшей пионервожатой» (из дневников Зинаиды Илларионовны). ФОТО 9 З.И.Шупеня завуч училища 1960 годВыпускница Минского музыкального училища 1953 года, З.И.Шупеня, после окончания Белорусской государственной консерватории работала в ансамбле И.И.Жиновича, в театре юного зрителя. Имея опыт работы заведующей заочным отделением Минского государственного училища с 1967г., З.И.Шупеня в дальнейшем смогла блестяще выстроить руководящую вертикаль по практическому обучению. В эти годы внутри цикловых комиссий выделялась специальная секция, в которую входили преподаватели, занимающиеся практикой.Преподаватели по специальности одновременно вели и педагогическую практику. Такая организация позволяла им работать коллегиально над проблемами методики практического обучения. К 1976г. в секторе практики работали пять отделов по специальностям: «фортепиано», «баян», «струнные народные инструменты», «струнные», «духовые и ударные инструменты»; базой дирижёрской практики учащихся были творческие коллективы: хоры, оркестр народных и духовых инструментов, баянный ансамбль. Контингент детей сектора практики и закрепление учеников за педагогами-методистами на весь период их обучения утверждался приказом директора училища. По своей организации учебного процесса сектор практики в эти годы максимально приблизился к условиям работы ДМШ. [2]

ФОТО 10 Слева направо И.Т.Кручинина, Л.С.Альбицкая, Л.И.Хромушина 1992г.Благодаря специализации, с 1983 года стала правомерной работа новой цикловой комиссии практического обучения, в которую вошли не только педагоги-консультанты по педагогической практике, но и педагоги по школьной и исполнительской практикам: И.Т.Кручинина (председатель комиссии «Педпрактика», фортепиано), преподаватели С.Я.Панова (фортепиано), С.Я.Хорунец (народные инструменты), Т.В.Солдатова (скрипка), ФОТО 11 Т.В.Павловец (Солдатова) 2013 годИ.В.Шагако (баян), Р.А.Шамкина (хоровое дирижирование), Т.А.Савицкая (хоровое дирижирование), О.И.Бурова (цимбалы). В классах учителей-музыкантов по специальности «теория музыки» и «хоровое дирижирование» преподавали Г.А.Мурзич и З.Л.Сенькова. К концу 1988г. педагогическую практику проводило 50 преподавателей. Основной базой практики являлся сектор педагогической практики, в котором насчитывалось более 200 учащихся. Практиканты вели работу с тремя хоровыми коллективами под руководством преподавателя-консультанта А.А.Кашуро. Действовало два оркестра – народный и духовой, два ансамбля – цимбальный и блокфлейтовый.
Дирижёрской практикой руководили С.В.Радзянко и Л.Б.Преображенский. Концертную исполнительскую практику учащиеся проходили в составе концертно-исполнительских и тематических бригад, состав которых утверждался директором училища. Следует отметить, что деятельность подобных бригад осуществлялась, начиная с 60-е годов XX века. Организация концертмейстерской практики к 1988 году осуществлялась как в классах сектора практики, так и в тематических и концертных бригадах.

Работу по концертмейстерской практике в секторе педагогической практики возглавлял В.С.Савин. ФОТО 12 В.С.Савин, 2013год Школьная практика проводилась в СШ №128 и СШ №166 под руководством методистов Р.А.Шамкиной и Т.А.Савицкой. На отделах проводили работу заведующие отделами: проверяли составление и ведение документации, оказывали помощь учебной части при составлении сводного расписания индивидуальных занятий, помощь в проведении академических концертов, экзаменов. Особое внимание уделялось подготовке и проведению открытых уроков учащимися-практикантами. Активизировалась такая форма методической работы как взаимопосещение уроков практикантами на всех отделах сектора практики.

Непростыми были 90-е годы. В течение трёх лет, с 1988 по 1990 происходила постоянная смена заведующих практическим обучением: А.С.Пищальников, Э.В.Кучинский, Л.И.Храмушина. В 1988 г. цикловая комиссия «Педпрактика» приостановила свою работу. Но молодость и огромное желание работать покоряли первые творческие вершины.

ФОТО 13 Л.И.Храмушина, 90-е гг Заместитель директора по производственному обучению с 1990 года, Лина Ивановна Храмушина, продолжив лучшие традиции практического обучения, сделала акцент на трёх направлениях работы сектора практики: во-первых, подняла уровень профессионального обучения, во-вторых, повысила исполнительский уровень детей сектора практики и, в – третьих, организовала систематический контроль учебно-воспитательного процесса. В течение 12 лет она полностью решила эти задачи. Самым главным достижением успешной работы преподавательского коллектива и практикантов стало увеличение числа поступающих ребят из сектора практики в музыкальное училище. Сохраняя полномочия ответственных по практике на отделах, Л. И.Хромушина расширила возможности педагогического общения, объединив на всех зачётных мероприятиях консультантов, практикантов, кураторов, ответственных по практике, детей сектора практики и их родителей. Конечно, здесь необходимо было преодолеть накатанный ранее подход к педагогической практике, сломать старые стереотипы, чтобы добиться желаемых результатов.

ФОТО 14 С.М.Литвиненко, 2010 год В 2002 году возобновила свою работу цикловая комиссия «Педпрактика», председателем которой стала Л.И.Хромушина, а в дальнейшем, совмещая обязанности зам. директора по производственному обучению, — музыковед С.М.Литвиненко. До 2013 года решалась основная задача – повысить методический уровень как преподавателей, так и учащихся-практикантов. С.М.Литвиненко бережно сохраняла и развивала традиции дирижёрской, лекторской практики. Впервые в истории сектора практики стали проводиться внутриколледжные конкурсы среди детей и учащихся-практикантов, стабильно высоким отмечалось поступление детей в музыкальный колледж из сектора практики.
ФОТО 15 Слева направо Л.А.Стульская, А.И.Снитко 2014г. С 80-х годов XX века по 2014г. деятельностью хоровых творческих коллективов в секторе практики руководили А.А.Кашуро, Т.М.Альбокринова,  Л.А.Стульская, А.И.Снитко, Н.В.Новиченкова, оркестром духовых инструментов — В.К.Голоенко (с середины 80-х до середины 90-х гг.), оркестром народных инструментов — С.В.Родзянко (с середины 80-х гг. до 2009г.).

ФОТО 16 Конкурс педагогического мастерства 2014 год. Н.В.Меркулова-Наливайко вручает дипломы победителям

Руководство практикой со стороны заместителей директора по производственному обучению Н.В.Меркуловой-Наливайко, А.В.Довнара, А.М. Бернацкого направило работу цикловой на совершенствование профессионализма будущих учителей, повышение их методической грамотности и развитие творческой инициативы.

В настоящее время организацию практического обучения осуществляет заместитель директора по производственному обучению Ю.А. Журавлева, председатель цикловой комиссией «Практика» — Н.А.Кардашова (с 2013 года).

Результатом плодотворной работы Центра педагогической практики стала подготовка более чем 400 будущих абитуриентов колледжа.

Центр практики дал старт в профессиональную жизнь многим талантливым музыкантам и педагогам: Н.Суходоловой (цимбалы, преп. А.П.Кононович), Ю.Игониной (скрипка, преп. В.А.Хавкин), Л.В.Скачко, С.А.Гладкому (аккордеон, баян, преп. Т.В.Отраднова), Д.Чумакову (гитара, преп. П.А.Бельский), А.Демьяненко (домра, преп. Я.А.Волосюк). И сейчас, ежегодно выпускники Центра практики становятся абитуриентами учреждения образования «Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки».

Современная структура профессиональной практики включает такие виды практики как исполнительскую, педагогическую (преподавание спец.инструмента, предмета «Музыка» в учреждениях общего среднего образования, вокально-хоровых дисциплин в детских школах искусств (ДШИ), учебного предмета «Сольфеджио» в ДШИ), практику работы с творческим коллективом (оркестровым, хоровым, эстрадным), лекторскую, концертмейстерскую. Вопросы повышения качества практической подготовки учащихся, расширение баз практики, проведение социологических исследований среди бывших выпускников колледжа становятся в последние годы наиболее приоритетными. В 2014 году для проведения различных видов практики свои возможности предоставило 25 учреждений образования и культуры г. Минска. Основной базой для качественного прохождения педагогической практики и подготовки учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности является сектор педагогической практики, который осуществляет образовательный процесс, максимально приближенный к будущей педагогической деятельности учащихся в ДМШИ и других учреждениях общего и дополнительного образования детей.

В настоящее время под руководством опытных преподавателей-консультантов (З.Л.Сенькова, И.В.Парфенюк, С.П.Руденко, Л.Е. Коваленок, Т.Н. Реентович), проводятся групповые занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, действуют три детских хоровых коллектива (руководители — Л.А.Стульская, Е.Я.Таргонская). Учебной работой руководят кураторы, ответственные за практику на цикловых комиссиях: Хамицкая Е.Л. («Фортепиано»), Е.В.Ковальчук, А.Г.Филиппенко («Оркестровые струнные инструменты»), В.И. Сочилович («Оркестровые духовые и ударные инструменты»), А.С. Казаченко («Баян – аккордеон»), И.И.Ковальчук («Струнные народные инструменты»: цимбалы), Е.В.Стасюкевич («Струнные народные инструменты»: гитара, домра, балалайка), Е.А. Калигаева («Пение»), О.В.Сапронова («Искусство эстрады»).

Учащиеся Центра практики активно участвуют в концертно-исполнительской и профориентационной деятельности музыкального колледжа, принимают участие в республиканских и международных конкурсах, добиваясь при этом высоких результатов.

Новаторством последних лет стало проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства среди учащихся-практикантов, совместных концертов учащихся ДШИ и центра практики, внедрение новых интерактивных форм проведения концертных мероприятий, проведение семинаров-практикумов для учащихся-практикантов, семинаров по обмену опытом с ДШИ. Важно отметить, что концерты учащихся Центра практики всё больше приобретают форму интегрированных выступлений, объединяющих исполнительские традиции нескольких поколений музыкантов, включая музыку разных стилей, эпох и направлений.

В последние годы выросли требования к практикантам по овладению будущими учителями информационно-компьютерных технологий, включению в учебный процесс мультимедийных средств обучения. Молодые учителя проводят открытые уроки с использованием возможностей интернета. Уделяется большое внимание формированию психолого-педагогических знаний учащихся-практикантов, необходимых для успешного взаимодействия с юными музыкантами и реализации индивидуального подхода при их обучении.

Развивая традиции практического обучения, воспитывая у учащихся музыкального колледжа устойчивый интерес и любовь к профессии учителя-музыканта, преподаватели колледжа осуществляют систематическую методическую поддержку практикантов, повышают уровень их профессиональной мотивации и формируют ценные профессиональные и личностные качества для успешной педагогической деятельности.