афиша Щедрин14 февраля 2018 года в Минском государственном музыкальном колледже им. М. И. Глинкив рамках проекта «Творцы музыкальной эпохи XX-XXI: композиторы, интерпретаторы, исследователи…» (автор и ведущая проекта – преподаватель Е.  В. Коледа) прошел цикл мероприятий в честь 85-летия композитора Родиона Щедрина.

Циклический формат посвящения составили  два разножанровых мероприятия: открытый семинар «Композитор Родион Щедрин» и концерт из произведений  композитора. Открытый семинар стал опытом совместного творчества учащихся и преподавателей МГМК им. М.И.Глинки и Республиканской гимназии-колледжа при БГАМ —  с докладами и презентациями на нем выступили представители двух  ведущих музыкальных СУЗов столицы. Каждое выступление оказалось по-своему примечательным. Интересные факты творческой биографии композитора и интервью с ним были представлены в докладе-презентации учащегося 1 курса колледжа специальности «Музыковедение»  Георгия Вольского «Жизнь Родиона Щедрина: этапы пути» (руководитель – кандидат искусствоведения Е. П. Сакович); красотой видеоряда и поэтичностью текста выделилась презентация учащейся 3 курса специальности «Музыковедение» колледжа Елизаветы Марачковской «Плисецкая – Щедрин: полет длиною в жизнь» (руководитель — Е. В. Коледа); особым артистизмом произнесения текста и чтения стихов впечатлил доклад учащегося 1 курса специальности «Хоровое дирижирование» РМК при БГАМ Романа Банькова «О хоровом цикле Р. Щедрина «Строфы «Евгения Онегина»» (руководитель – кандидат искусствоведения В. В. Беглик); глубиной погружения в тему и детальностью ее разработки отличался доклад учащейся 1 курса специальности «Музыковедение» РМК при БГАМ Анастасии Дроботенко  «О творческих взглядах Родиона Щедрина» (руководитель – кандидат искусствоведения В. В. Беглик); музыкальность и проницательность аналитической интерпретации предмета исследования были примечательными  качествами доклада учащегося 2 курса колледжа специальности «Музыковедение»  Владимира Жуковского «Опыт транскрипции: Бизе-Щедрин «Кармен-сюита»» (руководитель — Е. В. Коледа).

В концерте, прошедшем  в Большом зале колледжа, музыка Родиона Щедрина звучала в исполнении учащихся, выпускников и творческих коллективов МГМК им. М. И. Глинки. Центральной идеей концерта стала идея творческого диалога. В диалогическом формате ведения концерта (ведущие Елена Коледа и Владимир Жуковский) рассуждения о творчестве Родиона Щедрина чередовались с фрагментами текстов самого композитора, соавторов и свидетелей премьер его произведений. А исполнители музыки представили слушателям свой – исполнительский —  диалог с авторским замыслом посредством его реализации – здесь и сейчас.

Открылся концерт выступлением Концертного хора МГМК им. М. И. Глинки под управлением его художественного руководителя Алексея Снитко (концертмейстер Анжелика  Голенкова).  Лирическая музыка знаменитого Вокализа Сергея Рахманинова  в этом выступлении соединилась с изобретательной хоровой юмореской Родиона Щедрина – «Сольфеджио» из хорового цикла «Концертино». И диалог  этот обозначил ярчайшие грани русской музыкальной традиции XIX-XX веков, современное прочтение которых дает нам искусство композитора-юбиляра.  Фортепианная музыка Родиона Щедрина в ее диалоге с большой полифонической традицией от Баха до Шостаковича была представлена в выступлении выпускницы нашего колледжа, ныне студентки Белорусской государственной академии музыки Александры Голубцовой (класс старшего преподавателя М. В. Русаковой). В ее исполнении прозвучали насыщенные современной интонационностью, изощренной щедринской ритмикой и виртуозной техникой полифонического письма Прелюдия и фуга ля минор из цикла «24 прелюдии и фуги». Испанская тема творчества композитора, которая достигнет  своего расцвета в бессмертной «Кармен-сюите», зазвучала в блестящем переложении для трубы Тимофея Докшицера ранней фортепианной пьесы   «В подражание Альбенису». Ее исполнили учащийся колледжа Лев Геворков (класс преподавателя А. С. Терещенко) и концертмейстер Ирина Лукьянова. Свое почетное место в концерте заняла балетная музыка Родиона Щедрина, «душа и сердце» его творчества, неразрывно связанная с Музой и Бессмертной возлюбленной композитора —  его супругой Майей Плисецкой. Два номера из первого балета Щедрина «Конек- Гобунок» прозвучали в ансамблевых вариантах. Ансамбль флейтистов «Флюид» в составе Елизаветы Ботвич, Анны Мазец, Маргариты Манько и Елизаветы Савчиц (руководитель А. А. Ренанская) исполнил хрупкий в своей затейливой мягкости «Девичий хоровод». Задорный, уже почти частушечий (преддверие «Озорных частушек») «Танец шутов и шутих» слушателям представил  Фортепианный дуэт Анастасия Бармотина – Мария Каминская (класс преподавателя И. О. Василевич).

Квинтэссенцией всех диалогических импульсов концерта, его вершиной-кульминацией стало исполнение духовым оркестром МГМК им. М.И.Глинки под управлением Александра Терещенко фрагментов музыки из балета «Анна Каренина». Сам по себе последний балет композитора, созданный в соавторстве с Майей Плисецкой (балетмейстером-хореографом этого спектакля и первой исполнительницей партии Анны) по великому роману Льва Толстого —  кульминация его балетного творчества, «главное слово в балетном театре XXвека» — есть  многовекторный диалог: композитора и писателя, композитора, писателя  и хореографа, нового балета с балетной традицией,  музыки балета и музыки Чайковского, а, через нее,  и всей романтической эпохи… И вот эта смысловая, жанровая,   драматургическая и музыкальная политекстовость балета получила свою исполнительскую версию – интерпретацию в юбилейном концерте не только в версии музыки для духового оркестра, но и в захватывающем  цвето-световом сопровождении звучащей музыки, осуществленном по инициативе и при активном участии художественного руководителя и дирижера оркестра Александра Терещенко звукорежиссером колледжа      В. В. Николаеней. Впечатляющее завершение концерта вызвало бурные аплодисменты публики, собравшейся в зале и сделало форму концерта перспективно открытой – к продолжению нашего общения с яркой и совсем непростой для исполнения и восприятия музыкой современного классика, к дальнейшим поискам новых форм диалога современной музыки – ее создателей, интерпретаторов, исследователей  и пропагандистов –  как внутри профессионального музыкального сообщества, так  и с широкой слушательской аудиторией.

Е. В. Коледа