Музыковед, педагог (музыкально-теоретические дисциплины), методист, общественный деятель

Леонид Ефимович Школьников 30 лет преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Минском музыкальном училище им.М.И.Глинки. Из них около 20 лет он возглавлял отделение «теории музыки» (ныне – «музыковедение»), был его профессиональной честью и педагогической совестью. Огромное человеческое обаяние, бескорыстная преданность профессии, неукротимая деятельная энергия, тонкая природная музыкальность – все эти качества принесли Леониду Ефимовичу уважение коллег и любовь многих поколений учеников.

Леонид Ефимович родился 15 апреля 1936 года в Москве в семье служащих. В 1944 году он был принят в первый класс Центральной музыкальной школы при Московской консерватории по классу скрипки. Через год Леонид, «почти беспризорник и кандидат в хулиганы» (так сложились семейные обстоятельства), попал в Московское государственное хоровое училище (ныне – Московское хоровое училище им. А.В.Свешникова при Академии хорового искусства им. В.С.Попова), ставшее родным домом для юного Лени на десять лет. В своих воспоминаниях Леонид Ефимович очень тепло отзывается о глубоко знающих свое дело, любящих и терпеливых учителях: А.В. Свешникове, Н.И. Демьянове, Я.М. Каабаке.

По окончании хорового училища Леонид Школьников продолжил музыкальное образование в стенах Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на теоретико-композиторском факультете по специальности «теория музыки» (класс профессора В.А. Цуккермана). Дополнительную специализацию по фортепиано он получил в классе профессора А.Б. Гольденвейзера.

«Белоруссия, после Москвы, где я родился, жил и учился в юности, стала мне второй родиной, вся моя творческая жизнь связана с нею. По окончании консерватории в 1959 году, имея трехлетний опыт создания и руководства скромной музыкальной школой в Реутово-1 под Москвой (в дивизии МВД имени Дзержинского), я, 23-летний молодой специалист-музыкант, был направлен на работу в качестве… директора Брестского музыкального училища с заданием построить учебно-воспитательный процесс на современной основе» (из воспоминаний Л.Е.Школьникова)

Справившись с организацией учебно-воспитательного процесса в Брестском музыкальном училище, преобразованием «сектора практики» в музыкальную школу при училище, созданием «общественной филармонии», получив первый опыт руководства, Леонид Ефимович 16 октября 1963 года был переведен на должность директора Молодечненского музыкального училища (1963–1970).

Семь лет в Молодечно «пролетели в трудах и заботах, как один миг» (из воспоминаний Л.Е. Школьникова). Управление административным и учебно — вспомогательным персоналом, решение кадровых вопросов при формировании цикловых комиссий, укрепление материальной базы и строительство общежития, обновление учебных планов, создание фонотеки, присутствие на академических концертах и экзаменах, организация концертов и лекций силами исполнительских бригад и т.д.  – это лишь немногие из задач, которые предстояло решать молодому руководителю. В 1967 году Леонид Ефимович был награжден значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР.

В 1970 году Леонид Ефимович начал работать в Минском музыкальном училище им. М.И.Глинки (пр. №143 от 26.06.1970): сначала заведующим производственной практикой и преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, с 1974 года – председателем цикловой комиссии «специальный курс теории музыки», которую возглавлял до 1992 года.

Субботник по обустройству территории рядом с новым зданием Минского музыкального училища им. М.И.Глинки(1975)
Выпуск 1974 года(в центре — Л.Е.Школьников)

С 1992 по 2000 год Л.Е.Школьников продолжил преподавать курсы элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений.

Леонид Ефимович – блестящий представитель московской школы музыкального образования — явился проводником и носителем идеи ответственного отношения к профессии и огромного пиетета к ней.

Московское образование стало базой для развития и расцвета дарований выпускника, там – истоки многих его профессиональных приоритетов. К таковым, безусловно, можно отнести любовь к сольфеджио, хоровому пению и пению вообще. Она культивировалась в классе Леонида Ефимовича неустанной работой над чистотой интонации, грамотным дыханием, чтением с листа хоровой и оперной литературы, выучиванием и доведением до возможного совершенства в исполнении многочисленных романсов и оперных номеров, а также образцов инструментальной полифонии И.С. Баха.

Еще один приоритет – обилие на теоретических уроках звучащей  музыки. Прекрасное владение фортепиано, незаурядный исполнительский талант и огромный репертуар педагога позволяли ученикам «вживую» осмысливать и переживать законы гармонии и формы. Широкая музыковедческая эрудиция, сочетание рационального и системного мышления с глубоким эмоциональным переживанием музыки, основательность, глубина, аналитическое мастерство, множественность и гибкость подходов к изучаемым явлениям – это и знаковые характеристики Школьникова–профессионала, но также и те ценности, которые он стремился передать своим ученикам.

С директором Минского музыкального училища им. М.И. Глинки В.И.Зарецким(1984)

По инициативе Леонида Ефимовича в стенах музыкального училища был оборудован специальный теоретический класс (№ 85). По периметру класса располагались восемь фортепиано, составляя так называемую «игровую» зону, а в центре находились учебные столы, образуя «учебную» зону. Приемы обучения музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием индивидуальных инструментов изложены в методической разработке Л.Е. Школьникова, изданной Республиканским методическим кабинетом (1983). Среди других методических разработок Леонида Ефимовича – «Календарно-тематическое планирование уроков сольфеджио в ДМШ» (1978), «Организация практического обучения в музыкальных училищах» (1978), «Планирование и организация учебно-воспитательного процесса в ДМШ» (1981), проект программы по предмету «Основы организации учебно-воспитательного процесса в ДМШ» (1986). Содержащие ценные методические наблюдения, они не утратили с течением времени своей актуальности.

Одной из новых форм внеклассной воспитательной работы с учащимися-теоретиками, предложенной Школьниковым, стало создание Музея истории  Минского музыкального училища им. М.И.Глинки. Среди уникальных экспонатов, собранных преподавателями и учащимися-теоретиками, были, по воспоминаниям Леонида Ефимовича, дирижерская палочка Прохорова, партитуры и правительственные награды Аладова, подлинная афиша первой оперной постановки в Минске оперы «Фауст» и многие другие. К сожалению, музей прекратил свое существование в середине 1980-х.

Блестящий профессионал, педагог, отличающийся деликатным и уважительным отношением к каждому ученику, методист и неутомимый организатор, Леонид Ефимович Школьников создал свою «школу» в среднем звене специального музыкального образования Беларуси. «Школа» эта одухотворена стремлениями к постоянному самосовершенствованию  и поиску новых методов и форм музыкального образования. Ее представители – многочисленные ученики Леонида Ефимовича и ученики его учеников, работают сегодня в высших учебных заведениях, колледжах, гимназиях, школах нашей страны и за рубежом, в концертных организациях и средствах массовой информации, на радио и телевидении.

За значительный вклад в методическое обеспечение учебного процесса и подготовку профессиональных кадров, успехи в учебно-воспитательной работе Л.Е. Школьников был награжден медалью ВДНХ СССР (за доклад на Всесоюзном семинаре «Творческое воспитание учащихся в процессе практического обучения»), грамотами Министерства культуры СССР и БССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Управления культуры г. Минска, благодарностями Министерства культуры БССР, Министерства высшего и среднего специального образования БССР, дирекции училища.

Торжественный вечер в честь 80-летия Л.Е.Школьникова в МГМК им. М.И.Глинки(2016)