
Владимир Васильевич Харитонов – основатель белорусской флейтовой школы, воспитатель целой плеяды талантливых педагогов и исполнителей-флейтистов, преподаватель.
Родился Владимир Васильевич в г. Куйбышев (ныне — Самара, РСФСР) 5 марта 1910 года. В доме Харитоновых часто можно было услышать песни и романсы в исполнении матери — Ольги Николаевны и отца — Василия Васильевича.
Владимир, по примеру старшего брата, окончил музыкальную школу, учился в музыкальном училище. В 1930 году он зачислен студентом Ленинградской консерватории. В 1932 году умирает любимый учитель Харитонова – Наум Николаевич Верховский. Владимир Васильевич продолжает учёбу у преподавателя немецкого происхождения — Курта Иосифовича Пфефферле.
В 1936 В.В. Харитонов оканчивает Ленинградскую консерваторию, и его направляют на работу преподавателем по классу флейты в Белорусскую государственную консерваторию. В Минске Владимир Васильевич погружается в активную творческую жизнь: кроме консерватории он работает в музыкальном техникуме (так назывался Минский музыкальный колледж в те годы) и в симфоническом оркестре радиокомитета, который позже составил костяк симфонического оркестра филармонии. В это время главным дирижером оркестра работал Илья Александрович Мусин – выдающийся дирижер и педагог, создатель советской дирижерской школы. Он очень высоко ценил исполнительское мастерство Владимира Харитонова. Успехи в преподавании были столь очевидны, что в 1940 г. ему присваивается звание доцента. Все складывалось как нельзя лучше, но в июне 1941 оркестр Штаба, где служил Владимир Васильевич, отправляется в г. Борисов, где его настигает война. В конце июня 1941 г. Харитонов попадает в окружение и оказывается в плену.
В марте 1945 г., узник концлагеря Харитонов был освобожден и передан советской стороне. Владимир Васильевич возвращается в г. Ленинград к жене и сыну.
В мае 1947 г. к Харитоновым приехал Николай Ильич Аладов с просьбой вернуться преподавать в Белорусскую консерваторию. Также он сообщил, что Харитонова приглашают работать в симфоническом оркестре филармонии, но самым веским аргументом было то, что семье предоставят квартиру, а Людмилу Никитичну определят в оркестр Театра оперы и балета. Предложение казалось заманчивым, и семья Харитоновых к сентябрю 1947 г. перебралась в Минск. деятельность в Белорусском государственном музыкальном техникуме с музыкально-просветительской, исследовательской и творческой.
В 1948 г. из ведущих артистов Симфонического оркестра филармонии был создан квартет деревянных духовых инструментов в составе: В. Харитонов (флейта), Ю. Темкин (гобой), Я. Лосев (кларнет), В. Штоколов (фагот). Собрался уникальный коллектив, где каждый был в отдельности виртуозом и все они обладали тончайшим чувством ансамблевой игры. Этот великолепный ансамбль исполнял в основном произведения белорусской камерной музыки.
Владимир Васильевич считается одним из самых талантливых педагогов-флейтистов. Основной постулат его работы: «Главное – красивый звук, а технику можно выработать». Он старался развить индивидуальные качества каждого ученика, так как не любил поточного выпуска одинаково серых, безликих музыкантов. Он говорил: «Чем разнообразнее в классе, тем интереснее работать».
Самыми знаменитыми учениками В.В. Харитонова являются: А.И. Колонденок, С.В. Сизко, З.И. Шупеня, Г.Я. Гедыльтер, Н.В. Авраменко и др.
Харитонов обладал феноменальным музыкальным вкусом и стилевым чутьем. И даже в абсолютно незнакомой музыке он открывал магию необычных созвучий, образов и настроений.
Харитонов занимался со своими учениками не только в стенах консерватории, но и в Филармонии, где в 1936-41 и в 1947-65 работал концертмейстером группы флейт. Слушая блестящее исполнение партий первой флейты в сольном или ансамблевом исполнении, ученики и студенты Харитонова имели возможность получать достойный пример для подражания. Значение личности Харитонова в создании современной белорусской флейтовой школы огромно. Сочетание незаурядного педагога и блестящего исполнителя дало возможность воспитать целую плеяду высокопрофессиональных исполнителей и педагогов. Проработав 30 лет в Государственном симфоническом оркестре БССР и почти 40 лет в консерватории, он внес значительный вклад в духовую инструментальную культуру. Свой огромный опыт оркестрового музыканта и солиста он умело передал ученикам, воспитав новое поколение талантливых белорусских флейтистов.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.